Жор масла знаком многим автовладельцам MAZDA, поэтому и столкнулся с этой проблемой. После покупки моей машины с пробегом чуть более 100 000 км, как и у всех, было заменено масло в двигателе, АКПП и все жидкости. ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ КЛАПАНОВ БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВКИ.
Проехав чуть больше 1000 км, заметил, что уровень масла верхней отметки щупа упал наполовину, но в это время машина не дымила. В общем ездил я так ровно два года и за это время по счетчику проехал более 200000км, расход масла на 100000км пробега увеличился с 500г до 1л масла на 1000км и выше 2000 об/мин там это синий дым. Капиталку делать не торопился, решил сначала сделать раскоксовку поршневых колец, как это получилось можно посмотреть ЗДЕСЬ.
После раскоксовки проехал еще 30 тыс км, с бешеным расходом масла было принято решение о замене маслосъемных колпачков. Поискав в интернете, есть подробные инструкции, но все говорят мега капитально, потому что все предлагали снять головку, а потом сделать замену. Так оно и есть, но если все сделать так, то я бы поменял все прокладки, кольца и возможно расточку, но много тратить не хотел, заменил только маслосъемные колпачки не снимая головку, как делал Это я опишу в продолжение.
СНЯТИЕ КРЫШКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ И РАСПРЕДВАЛА
Перед тем, как открутить все болты, я отсоединил все фишки проводов, прижал все провода поближе к радиатору, для удобства. Вынимаем и снимаем колпачки с проволочной фермы, выкручиваем свечи.
Потом открутил все болты М6 с крышки распредвала и снял саму крышку, до этого момента все было легко и просто сказать.
Снимите распределительный вал с впускных клапанов. Первый цилиндр ставим в мертвую точку, на цепи, шестернях и на распредвале делаем небольшие насечки головкой блока цилиндров.
Болт крепления звездочки мы открутили, из-за особенностей конструкции корпуса болт нельзя снять после откручивания звездочки (поз. 21).
Во входной части распредвала откручиваем винты М8 со всех крышек распредвалов, а сам распредвал снимаем вместе со звездой, которая держит сам винт.
Вынимаем плунжер гидрокомпенсатора, главное помнить какие крышки компенсатора и распредвала, как и где они устанавливались, чтобы не запутаться при сборке.
И тут я столкнулся с первой проблемой, обычный ключ для взлома ВАЗ не подойдет, так как диаметр пружины клапана 21 мм, к тому же она должна легко проходить через паз гидрокомпенсатора. Хорошо, что есть сварочный аппарат, за полчаса изготовили шпонку из двухпластинчатой шайбы длиной 150 мм и шириной 20 мм.
Получилось примерно так, еще я установил на ключ две штуки неодимовых магнитов от старого винчестера для удобства снятия сухариков и исключения возможности их потери при слете с седла клапана.
Вторая проблема заключалась в том, как удерживать клапан при снятии сухариков, а также при замене маслосъемных колпачков. И тут как всегда на помощь пришел GOOGLE, порывшись в просторах интернета, нашел способ подать давление воздуха в заменяемый нами цилиндр. Ничего более подходящего не нашел (были варианты «пропихнуть» резьбу через свечной вход до заполнения полости цилиндра, сделав несколько шпонок, эти варианты меня не устроили). Я сделал на мой взгляд проще, взял старую свечу, снял электрод и весь фарфор, нашел небольшой кусок 10мм трубы и штуцер от пневмоинструмента, и спаял все это вместе.
В свечное отверстие первого цилиндра вкрутили переходник, сделанный для подачи воздуха, на первом этапе подали давление в цилиндре 1,5 атм, но мне показалось мало, и я потихоньку увеличил его до 3 атм. Единственным опытом было то, что я мог крутить коленвал, но все прошло хорошо. Далее настраиваем ключ на поломку для удобства, и при небольшом сильном надавливании на пружинку нажимаем, печеньки легко выскакивают и прилипают к магнитам на ключе.
ЗАМЕНА КЛАПАННЫХ САЛЬНИКОВ БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВЫ
Вынимаем старый сальник клапана круглогубцами, берем новый, смазываем его и устанавливаем на клапан. Итак, БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВКИ ЗАМЕНИЛ САЛЬНИКИ КЛАПАНОВ БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВКИ на впускных клапанах первого и четвертого цилиндра, и тут стал вопрос????
ЗАМЕНА КЛАПАННЫХ САЛЬНИКОВ БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВЫ
Во втором и третьем цилиндрах, в которых поршни находятся внизу, можно делать или нет. Ничего не оставалось делать, как попробовать подогнать все на место, распредвал, шестерню с цепью по маркировке и снять выпускной распредвал, потом провернуть коленвал и проделать все заново, этого делать категорически не хотелось. Решил рискнуть и попробовать поменять сразу все сальники впускных клапанов, как ни странно после подачи 3 атм на втором цилиндре расход воздуха был практически идентичен тем цилиндрам где поршни были вверху, Единственный где нет была небольшая течь была из патрубка газового сопла того же баллона куда подключался воздух. И так я легко заменил все сальники впускных клапанов.
ЗАМЕНА КЛАПАННЫХ САЛЬНИКОВ БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВЫ
Ведь проделываем процедуру в обратном порядке, устанавливаем все плунжеры клапанного компенсатора на свои места, надеваем звездочку на распредвал, но до упора не проворачиваем. Ставим цепь на место по звездочке и ставим распредвал на место, у меня получилось не так идеально, так как натяжитель цепи я не ослаблял, но все подошло. Далее провернуть распределительный вал пробойником до совпадения всех установленных меток и затянуть до упора винт звездочки. Похоже, они сделали половину работы.
ЗАМЕНА КЛАПАННЫХ САЛЬНИКОВ БЕЗ СНЯТИЯ ГОЛОВЫ
Приступаем к снятию выпускного распредвала, тут все было немного проще. Откручиваем все винты, которые держат крышки распредвалов, откручиваем винт звезды, который только что вышел, небольшим ударом выбиваем звезду из своего посадочного места и снимаем распредвал.
ЗАМЕНА КЛАПАННЫХ САЛЬНИКОВ БЕЗ
Все манипуляции по замене маслосъемных колпачков проводим в том же порядке, что и с впускными клапанами, ставим распредвал на место, отрываем звездочку и затягиваем все болты но не до конца, т.к торсион (момент затяжки 1,2 1,5) по схеме.
После того, как все распредвалы и звезды установлены и закрыты, необходимо переключить двигатель вручную, переключить двигатель по часовой стрелке, достаточно пары оборотов, чтобы убедиться, что все собрано правильно (нет ударов клапанов) для вашего удобства.
Устанавливаем верхнюю крышку блока цилиндров на свое место, предварительно вспенив прокладку и делаем плотную посадку по схеме.
Мои выводы после замены: замена маслосъемных колпачков помогла превысить расход масла на 50%, в моем случае буду пробовать еще раз обезуглероживать поршневые кольца, так как большое количество масла еще попадало в камеру сгорания перед заменой маслосъемных колпачков и возможно кольца застряли. На счет компрессии 16 атм в каждом цилиндре говорит о том, что поршневая группа в полном порядке, а остались только маслосъемные кольца.