- Датчики фиат альбеа расположение
- Схема Fiat Albea
- Схема Fiat Albea предохранители
- Предохранители
- Система управления двигателем: особенности конструкции
- Режим пуска
- Режим обогащения при ускорении
- Режим отключения подачи топлива при торможении двигателем
- Компенсация напряжения питания
- Режим отключения подачи топлива
- Электронный блок управления (ЭБУ)
- Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ)
- Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик детонации
- Датчик положения коленчатого вала
- Датчик фазы
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Датчик абсолютного давления и температуры во впускной трубе
- Датчик температуры всасываемого воздуха
- Датчик скорости автомобиля
- Диагностический датчик концентрации кислорода
Датчики фиат альбеа расположение
Схема Fiat Albea
Схема Fiat Albea выполнена по однопроводной схеме, то есть один провод проложен к потребителю, роль второго провода играет кузов автомобиля. Исключение составляет проводка системы управления двигателем. В этом случае датчики и исполнительные механизмы получают от блока управления больше и меньше.
Электрооборудование Fiat Albea делится на те, которые работают при включенном зажигании и находятся под постоянным питанием, то есть включаются вне зависимости от того, включено ли зажигание. Все цепи питания защищены предохранителями, а переключение потребителей большой мощности осуществляется через реле.
Схема Fiat Albea предохранители
В салоне автомобиля, в крайней левой части панели и в моторном отсеке возле аккумуляторной батареи расположены монтажные блоки, на которых расположены предохранители и реле. Расположение предохранителей в блоках напечатано на внутренней стороне крышек.
Предохранители
Защищенное устройство | Номер предохранителя | Поток, А | |
Задний правый электростеклоподъемник | 3. 4 | 30А | |
Электродвигатель стеклоподъемника, правая передняя дверь | 48 | 30А | |
Блок питания автомагнитолы, электрозеркал, подсветки панели приборов | 49 | 7,5А | |
Датчик воды в фильтре дизельного топлива (модификация JTD) | 35 | 10А | |
Левая фара ближнего света | 13 | 15А | |
Предохранитель иммобилайзера (STA) | 46 | 25А | |
Левый задний электростеклоподъемник | 33 | 30А | |
Комбинация инструментов | 37 | 10А | |
Электронный блок управления антиблокировочной системой тормозов (ABS) | 42 | 7,5А | |
Правый ближний свет | 12 | 15А | |
Сиденье водителя с электроприводом | 45 | 25А | |
Электродвигатель стеклоподъемника, левая передняя дверь | 47 | 30А | |
Клемма +30, наружное освещение включено | 32 | 15А | |
Сумка безопасности | 50 | 7,5А | |
Блок питания подсветки номерного знака, подсветки управления обогревом, подсветки прикуривателя, подсветки автомагнитолы, подсветки пепельницы | 51 | 7,5А | |
Задний стеклоочиститель | 52 | 15А | |
Размораживание наружных зеркал | 41 | 15А |
Защищенное устройство | Номер предохранителя | Поток, А | |
Стеклоочиститель, двухходовой насос | 43 | 30А | |
Обогрев заднего стекла | 40 | 30А | |
Более легкий | 44 | 20А | |
Мощность сабвуфера | 36 | 20А | |
Освещение салона, освещение багажника, освещение перчаточного ящика и диагностический разъем | 39 | 15А | |
Центральный замок | 38 | 20А | |
Указатели поворотов, аварийная сигнализация | 53 | 10А | |
Фонарь заднего хода, кондиционер с ручным управлением | 31 | 7,5А | |
Левая фара дальнего света | 14 | 10А | |
Фара дальнего света, правая | 16 | 10А | |
Противотуманные фары | 10 | 15А | |
Задние противотуманные фары | 18 | 70А | |
Звуковой сигнал | 13 | 15А | |
Компрессор кондиционера | 12 | 7,5А | |
АБС | 22 | 50А | |
Блок предохранителей на передней панели (базовый) | 18 | 70А | |
Блок предохранителей на передней панели (дополнительно) | 17 | 40А | |
Силовой замок | 23 | 20А | |
Внутренний электрический вентилятор | 21 | 40А | |
Вентилятор охлаждения двигателя (вторая скорость) | 20 | 40А |
Защищенное устройство | Номер предохранителя | Поток, А | |
Вентилятор охлаждения двигателя (первая скорость) | 19 | Z0A | |
Электронный блок управления двигателем | 5 | 10А | |
Электронный блок управления двигателем | 8 | 7,5А | |
Блок управления двигателем (питание) | 11 | 7,5А | |
Лямбда-зонд | 3 | 15А | |
Электромагнитный клапан поглощения паров топлива | 3 | 3А | |
Электрический топливный насос | 6 | 6А | |
Электрический топливный насос | 4 | 4А | |
Блок управления АКПП SPEEDGEAR и с батареями (+30) | 2 | 2А | |
Автоматическая коробка передач (питание от замка зажигания) | 2 | 2А |
Система управления двигателем: особенности конструкции
Двигатели, устанавливаемые на автомобили Fiat Albea, оснащены электронной системой управления двигателем (ECM) с распределенным впрыском топлива. Эта система работает совместно с системой доочистки отработавших газов, системой улавливания паров топлива и обеспечивает соблюдение экологических норм при сохранении высоких динамических качеств и низкого расхода топлива. Электрическая схема системы впрыска топлива приведена в конце книги.
Количество топлива, подаваемого форсунками, регулируется электрическим импульсным сигналом от ЭБУ. Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет требуемую продолжительность подачи топлива форсунками (длительность импульса — рабочий цикл). Для увеличения количества подаваемого топлива ЭБУ увеличивает длительность импульса, а для уменьшения подачи топлива укорачивает его.
ЭБУ имеет возможность оценивать результаты своих расчетов и команд, запоминать последние режимы работы и действовать соответствующим образом. «Самообучение», или адаптация ЭБУ, представляет собой непрерывный процесс, но соответствующие настройки сохраняются в оперативной памяти электронного блока до первого отключения питания ЭБУ.
Топливо подается одним из двух способов: синхронным, то есть при определенном положении коленчатого вала, или асинхронным, то есть независимо или вне синхронизации с вращением коленчатого вала. Синхронный впрыск топлива является наиболее широко используемым методом. Асинхронный впрыск топлива в основном используется в режиме запуска двигателя. ЭБУ запускает форсунки последовательно. Каждая из форсунок активируется через каждые 720°С поворота коленчатого вала. Этот метод позволяет более точно дозировать топливо в цилиндры и снизить уровень токсичности выхлопных газов.
Количество подаваемого топлива определяется состоянием двигателя, то есть режимом его работы. Эти режимы обеспечиваются ЭБУ и описаны ниже.
Когда коленчатый вал двигателя начинает вращаться стартером, первый импульс от датчика положения коленчатого вала вызывает импульс от ECU для запуска всех форсунок одновременно, что позволяет двигателю запускаться быстрее.
Первоначальный впрыск топлива происходит каждый раз при запуске двигателя. Длительность импульса впрыска зависит от температуры. На холодном двигателе импульс впрыска увеличивается для увеличения количества топлива; на горячем двигателе длительность импульса уменьшается. После первоначального впрыска ЭБУ переключается в соответствующий режим управления форсунками.
Режим пуска
При включении зажигания ЭБУ включает реле электробензонасоса, которое создает давление в магистрали подачи топлива к топливной рампе.
ЭБУ проверяет сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости и определяет количество топлива и воздуха, необходимых для запуска.
Когда коленчатый вал двигателя начинает вращаться, ЭБУ формирует фазированный импульс на включение форсунок, длительность которого зависит от сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости. На холодном двигателе длительность импульса больше (для увеличения количества подаваемого топлива), а на горячем — короче.
Режим обогащения при ускорении
ЭБУ отслеживает резкие изменения положения дроссельной заслонки (сигнал датчика положения дроссельной заслонки), а также сигнал датчика массового расхода воздуха и подает дополнительное топливо за счет увеличения продолжительности импульса впрыска. Режим обогащения дроссельной заслонки используется только для кратковременного управления подачей топлива (движение дроссельной заслонки).
Режим отключения подачи топлива при торможении двигателем
При торможении с включенным двигателем и включенным сцеплением ЭБУ может полностью отключать импульсы впрыска топлива на короткие периоды времени. Включение и выключение подачи топлива в этом режиме происходит при создании определенных условий по температуре охлаждающей жидкости, частоте вращения коленчатого вала, скорости автомобиля и углу открытия дроссельной заслонки.
Компенсация напряжения питания
При падении напряжения питания система зажигания может дать слабую искру, а механическое движение отверстия форсунки может занять больше времени. ЭБУ компенсирует это увеличением времени накопления энергии в катушках зажигания и длительностью импульса впрыска.
Следовательно, при увеличении напряжения аккумуляторной батареи (или напряжения в бортовой сети автомобиля) ЭБУ уменьшает время накопления энергии в катушках зажигания и продолжительность впрыска.
Режим отключения подачи топлива
При остановленном двигателе (зажигание отключено) форсунка не подает топливо, что предотвращает самовоспламенение смеси в перегретом двигателе. Также не посылаются импульсы на открытие форсунок, если ЭБУ не получает «опорные» импульсы от датчика положения коленчатого вала, т. е. это означает, что двигатель не работает.
Подача топлива также прекращается при превышении максимально допустимых оборотов двигателя, чтобы предотвратить работу двигателя на недопустимо высоких оборотах.
Электронный блок управления (ЭБУ)
расположен в передней части моторного отсека рядом с аккумуляторной батареей на специальном кронштейне, прикрепленном к головке блока цилиндров двигателя, и является центром управления электронной системой управления двигателем. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на выбросы выхлопных газов и характеристики автомобиля.
ЭБУ включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.), замыкая их на массу через выходные транзисторы контроллера. Единственным исключением является цепь реле топливного насоса. Топливный насос подключается через силовое реле. В свою очередь, обмотка реле управляется ЭБУ, замыкая один из выводов на массу».
ЭБУ имеет встроенную диагностическую систему и может распознавать неисправности в ЭБУ, предупреждая водителя с помощью сигнальной лампы на комбинации приборов. Кроме того, ЭБУ хранит диагностические коды, указывающие на неисправность того или иного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в диагностике и ремонте.
Для обмена данными с ЭБУ имеется диагностический разъем, расположенный под блоком предохранителей в салоне. Сканирующее устройство подключается к диагностическому разъему для считывания информации об ошибках, хранящейся в памяти ЭБУ, проверки датчиков и исполнительных механизмов в режиме реального времени, управления исполнительными механизмами и перепрограммирования ЭБУ.
ЭБУ (контроллер) имеет следующие типы памяти:
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ)
Он содержит общую программу, содержащую последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различную калибровочную информацию. Эта информация представляет собой управляющие данные для впрыска, зажигания, холостого хода и других параметров, которые зависят от веса автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных чисел и других факторов. ППЗУ также называют калибровочной памятью. Содержимое PROM не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, то есть эта память является энергонезависимой.
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)
Это «портативный» ЭБУ. Он используется микропроцессором контроллера для временного хранения измеренных параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может вводить в него данные или считывать их по мере необходимости.
Чип оперативной памяти установлен на плате контроллера. Эта память является энергозависимой и для ее обслуживания требуется источник бесперебойного питания. При отключении питания диагностические коды неисправностей и расчетные данные, содержащиеся в ОЗУ, удаляются.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик ввинчивается в отверстие головки блока цилиндров с правой стороны головки блока цилиндров. При низких температурах сопротивление датчика высокое, а при высоких температурах сопротивление низкое.
Электронный блок подает на цепь датчика температуры постоянное «опорное» напряжение. Напряжение сигнала датчика самое высокое на холодном двигателе и уменьшается по мере прогрева. В зависимости от значения напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете параметров управления впрыском и зажиганием. При выходе из строя датчика или наличии нарушений в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его. Для устранения проблемы проверьте надежность контактных соединений в проводке к датчику или замените сам датчик.
Датчик детонации
Прикреплен к верхней части блока цилиндров, он улавливает аномальные вибрации (стуки) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезоэлектрическая пластина. При возникновении детонации на выходе датчика формируются импульсы напряжения, которые нарастают с увеличением интенсивности детонационных воздействий. ЭБУ на основе сигнала датчика регулирует угол опережения зажигания, чтобы устранить вспышки детонации топлива.
Датчик положения коленчатого вала
Индуктивный тип предназначен для синхронизации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1 и 4 цилиндров и угловым положением коленчатого вала.
Когда коленчатый вал вращается, зубья изменяют магнитное поле датчика, вызывая импульсы переменного напряжения. Блок управления определяет частоту вращения коленчатого вала по сигналам датчиков и посылает импульсы на форсунки.
Если датчик неисправен, двигатель не запустится.
Датчик фазы
Установлен в задней части головки блока цилиндров на конце распределительного вала. Принцип его работы основан на эффекте Холла. Датчик определяет ВМТ такта сжатия поршня 1-го цилиндра. Контроллер использует сигнал датчика для ступенчатого впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При возникновении неисправности в цепи контроллер сохраняет в памяти свой код и зажигает контрольную лампу системы управления двигателем.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого поступает «плюсовое» напряжение питания (5 В), а другой конец подключается к «земле».
С третьего выхода потенциометра (с ползунка) идет выходной сигнал на электронный блок управления.
При повороте дроссельной заслонки (ударом по педали управления) изменяется напряжение на выходе датчика.
При закрытой дроссельной заслонке оно меньше 0,5 В. При открытой дроссельной заслонке напряжение на выходе датчика увеличивается, при полностью открытой дроссельной заслонке оно должно быть больше 4 В.
Отслеживая выходное напряжение датчика, контроллер регулирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т. е. пожеланий водителя).
Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управления воспринимает холостой ход (т .е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
Датчик абсолютного давления и температуры во впускной трубе
Преобразует вакуум в этой трубе в электрическое напряжение, по величине которого ЭБУ определяет нагрузку двигателя. Датчик установлен во впускной трубе. Выходное напряжение датчика изменяется в зависимости от давления во впускной трубе: от 4,9 В (при полностью открытой дроссельной заслонке) до 0,3 В (при закрытой заслонке). При неработающем двигателе блок управления определяет атмосферное давление по напряжению датчика и адаптирует параметры управления впрыском к конкретной высоте над уровнем моря. Сохраненные в памяти значения атмосферного давления периодически обновляются при постоянном движении автомобиля и при полном открытии дроссельной заслонки.
Датчик температуры всасываемого воздуха
ЭБУ питает цепь датчика постоянным «опорным» напряжением. Напряжение сигнала датчика максимально при холодном воздухе во впускной трубе и снижается при повышении его температуры. По значению напряжения ЭБУ определяет температуру всасываемого воздуха и вносит коррективы, вычисляя угол опережения зажигания. При выходе из строя датчика или наличии нарушений в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его. Если ЭБУ продолжает генерировать код неисправности с хорошими контактами в проводке, замените датчик температуры воздуха.
Датчик скорости автомобиля
Установлен на редуктор. Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на ЭБУ прямоугольные импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скорости вращения ведущих колес.
Диагностический датчик концентрации кислорода
Установлен в выхлопной трубе после нейтрализатора, работает по тому же принципу, что и датчик контроля. Сигнал, формируемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. При исправном преобразователе показания диагностического датчика будут существенно отличаться от показаний контрольного датчика.