Фонарь заднего хода, хотя и не является обязательным, имеет большое значение для безопасного движения вашего автомобиля.
- Фонарь заднего хода – основные функции
- Не работают фонари заднего хода – возможные неполадки и их причины
- Не горят фонари заднего хода – диагностика неисправностей и ремонт
- Особенности электрооборудования
- Как определить неисправность?
- Возможные неисправности проводки
- Электрическая схема
- Видео «Подробная инструкция по ремонту подсветки и проводки в КАМАЗе»
- Назначение
- Принцип действия
- Подводя итоги
Фонарь заднего хода – основные функции
Довольно сложно представить, как можно ехать и не использовать задний ход, вернее, такая ситуация не может возникнуть в принципе. И не всегда есть возможность ездить только днем, когда за окном отличная видимость. Поэтому важно обеспечить максимально комфортное вождение как вечером и ночью, так и иногда днем, в туман, дождь и другие капризы погоды, которые не лучшим образом отражаются на вашей видимости для других участников дорожного движения.
Таким образом, основная функция этих фар — освещение проезжей части при движении задним ходом. Они также служат для предупреждения всех заинтересованных лиц о том, что вы собираетесь двигаться задним ходом, выполняя тем самым информативную функцию. Однако, к сожалению, иногда возникает необходимость в установке дополнительного фонаря заднего хода, поскольку обычный не способен выполнить все задачи на должном уровне.
Не работают фонари заднего хода – возможные неполадки и их причины
Чтобы оценить состояние лампы и понять причину любых неисправностей, необходимо изучить устройство и принцип работы. Схема работы довольно проста и состоит из следующих элементов. При включении передачи заднего хода специальный шарик переключателя, выходящий из штока, замыкает контакты. Таким образом, на лампу подается напряжение, и она загорается. Когда водитель выключает заднюю передачу, все встает на место, и контакты размыкаются под действием возвратной пружины.
Из всего этого становится ясно, что эти фонари, как и все остальные, связаны с электрической частью, а это значит, что может быть огромное количество причин, по которым фонари заднего хода не работают. Среди них наиболее распространенными являются:
- перегоревшая лампочка;
- окисление контактов;
- Перегоревшие предохранители;
- Неисправность заземления на печатной плате;
- Неисправный датчик заднего хода или поврежденный жгут проводов;
- Контакты на экране фары сгорели.
Не горят фонари заднего хода – диагностика неисправностей и ремонт
В общем, результат таких неисправностей один и тот же — фонари заднего хода не загораются. Затем необходимо выявить причину и устранить ее соответствующим образом. Если лампочка перегорела, пора заменить ее на новую. Для этого отключите наружное освещение, откройте багажник и отсоедините жгут проводов. Конечно, сначала необходимо снять все элементы отделки за лампой. Затем снимите панель, нажав на фиксаторы по бокам, и открутите лампу, нажав на саму лампу. После этого вставьте новый и поставьте все на место.
Для работы с проводкой обычно требуется мультиметр, и автомобиль не является исключением.
Окисленные контакты нуждаются в очистке. Чтобы получить к ним доступ, необходимо просто снять блок фары. Что касается отсутствующего «заземления», его необходимо вернуть на место, проверить поврежденные провода и заменить неработающие. Неисправные предохранители также необходимо заменить, все они находятся в специальном блоке предохранителей, поэтому это легко сделать. Другая проблема может возникнуть, если постоянно включены фонари заднего хода.
Причин такого поведения может быть несколько, либо опять же все не в порядке с электрической частью, либо неисправен специальный датчик, расположенный на коробке. В первом и во втором случаях организуйте замену неисправных деталей. Также может быть неисправен переключатель света заднего хода. Доступ к нему можно получить либо из-под автомобиля, либо через моторный отсек, но прежде чем разбирать его, убедитесь, что неисправен именно он.
Для этого, как только он погаснет, нужно завести автомобиль и , затем замкнуть контакты и посмотреть на лампочки, которые должны загореться. Затем, сняв выключатель, проверьте с помощью мультиметра, замыкаются ли контакты при включении выключателя. Если такого короткого замыкания нет, необходимо провести развальцовку. От реле соленоида отрежьте гибкий контакт соответствующей длины и припаяйте его на место старого. Затем, убедившись в надежности припоя, соберите выключатель и проверьте его. Если он закрывается нормально, установите его на прежнее место.
Цветная электрическая схема КАМАЗ-5320 обычно используется для ремонта жгутов проводов и оборудования автомобиля. С помощью электрической схемы владелец автомобиля может найти неисправные или плохо работающие компоненты для последующего ремонта или замены. Подробнее об особенностях электрической системы, ее неисправностях и диагностике читайте в этом материале.
Особенности электрооборудования
Начнем с описания того, какие компоненты и подсистемы содержит жгут электропроводки КАМАЗ-5320:
- Светофоры и поворотные огни.
- Система отопления, электропитания и мытья окон.
- Наружное освещение, включая фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары (если установлены).
- Освещение салона автомобиля.
- Система запуска двигателя.
- Электрическая схема также включает в себя систему контрольно-измерительных приборов, расположенных на приборной панели автомобиля. Приборная панель содержит не только ряд индикаторов и датчиков, предназначенных для облегчения управления автомобилем.
- Звуковой сигнал.
- Аудиосистема, если установлена.
Нормальная работа электрической схемы КАМАЗ 43118 возможна только при правильном функционировании двух основных компонентов:
- Аккумулятор. Это устройство подает напряжение на систему зажигания при запуске двигателя, а также обеспечивает питание основного электрооборудования при выключенном двигателе.
- Альтернатор. Генератор обеспечивает питание всех приборов и оборудования во время движения автомобиля. Он также служит для пополнения заряда аккумулятора во время работы двигателя.
Как определить неисправность?
Выявление неисправностей возможно как при вызове специалиста, так и на дому.
В общем случае существует два состояния автомобиля, в которых может быть обнаружена неисправность в цепи:
- Двигатель не запускается, и автомобиль не может ехать. Причин неисправности в этом случае может быть много. Диагностику следует начинать с коммутационного устройства, свечей зажигания, высоковольтных проводов, стартера и, конечно же, аккумулятора. В большинстве случаев причина может быть устранена путем подзарядки аккумулятора, очистки свечей зажигания от грязи или замены высоковольтных проводов. Также причиной может быть неисправный генератор переменного тока. Перед разборкой и демонтажем устройства проверьте качество натяжения ремня генератора. Ремень может быть ослаблен или сильно натянут, что также не очень хорошо для автомобиля.
- Двигатель можно запустить, но оборудование не работает или работает частично. Вы можете обнаружить, что какая-то группа оборудования не работает. Например, в вашем автомобиле одновременно перестали работать указатели поворота и стеклоочистители. Казалось бы, как можно соединить эти устройства друг с другом? Но нужно учитывать, что эти две системы работают от переключателя на рулевом колесе. Если он выйдет из строя или по его периметру будет плохой контакт, устройства просто не смогут запуститься. Если двигатель запускается, но некоторые блоки не работают, сначала следует проверить предохранители в блоке, вполне возможно, что один или несколько из них просто перегорели. Если предохранители работают и вы на 100% уверены, что электрика работает, то необходимо провести диагностику проводки (автор видео — канал CarEnergy).
Возможные неисправности проводки
Все неисправности электропроводки можно разделить на несколько групп:
- Выход из строя самого устройства. Это случается нечасто, но проблема все же может возникнуть.
- Выход из строя предохранителя. Как вы знаете, в монтажном блоке есть предохранители, которые отвечают за безопасность проводки КАМАЗа. Если в системе происходит скачок напряжения, предохранители срабатывают первыми, чтобы предотвратить выход оборудования из строя. Если в бортовой сети периодически возникают скачки напряжения, перед заменой перегоревших предохранителей устраните причину.
- Плохой контакт между электрической цепью и оборудованием. Причин этому может быть несколько. Обычно плохой контакт вызван обрывом провода где-то в цепи. Для диагностики вам понадобится мультиметр, который фактически всегда используется для обнаружения неисправностей в проводке. Это также может быть вызвано окисленным или сгоревшим контактом. В этом случае вы можете решить проблему, очистив или заменив их.
- Утечка тока. В большинстве случаев эта проблема вызвана неисправностью проводки. С помощью мультиметра определите неисправный провод, который затем нужно будет либо заменить, либо тщательно заизолировать.
- Износ компонентов генератора переменного тока. Для выявления неисправных деталей и их последующей замены потребуется разборка устройства.
- Аккумулятор разряжен или в нем слишком мало электролита. В этом случае проверьте уровень в банках аккумулятора, а также измерьте заряд аккумулятора.
Электрическая схема
Видео «Подробная инструкция по ремонту подсветки и проводки в КАМАЗе»
Как отремонтировать освещение, а также проводку в грузовике — смотрите в видео ниже (автор Никита Вагин).
Система стоп-сигналов в КАМАЗе несколько сложнее, чем в других автомобилях. Это происходит благодаря использованию нескольких датчиков, которые обеспечивают активацию сигналов торможения при работе нескольких тормозных систем. Хотя тормозная система названа в честь тормозной системы КАМАЗа, благодаря своей надежности она теперь используется и на других автомобилях. Электрическая схема для всех этих автомобилей идентична и отличается только внешним видом. В цепь стоп-сигналов КАМАЗа входят датчики, промежуточное реле, зуммер и сигнальная лампа стояночного тормоза, а также сигнальные лампы в задних фонарях тягача и прицепа. Датчики устанавливаются на тормозных контурах вокруг тормозного клапана и активируются при изменении давления в контуре. В последних моделях датчиком стоп-сигнала служит кнопочный выключатель, установленный под педалью, как и на большинстве автомобилей. При изменении давления в любом из контуров или, в случае кнопочного выключателя, при нажатии на педаль, контакты датчика замыкаются и соединяют обмотку промежуточного реле с заземлением автомобиля.
Затем ток от предохранителя проходит через катушку реле, контакты одного из датчиков к шасси автомобиля. Контакты реле замыкаются и включают сигнальные лампы аварийной сигнализации в задних фонарях. Когда стояночный тормоз затянут, в дополнение к сигнальным лампам мигает сигнальная лампа стояночного тормоза. Это происходит потому, что выключатель стояночного тормоза и сигнальная лампа стояночного тормоза получают минус через датчик стояночного тормоза. Поскольку все датчики подключены к катушке промежуточного реле, в случае короткого замыкания любого из датчиков, минус подается на все датчики. Чтобы предупреждающая лампа не загоралась при срабатывании других датчиков, в цепи установлен диод, который не позволяет минусу достичь провода датчика стояночного тормоза. Во время работы могут возникнуть некоторые неисправности. Наиболее распространенным для всех автомобилей является ситуация, когда не загораются сигнальные лампы тормозной системы. В этом случае проверьте, загораются ли световые приборы при включении стояночного тормоза. Если да, то неисправен датчик или перебит кабель от датчика к реле. Чтобы проверить это, отсоедините кабель от датчика и подключите его к заземлению автомобиля. Если загораются сигнальные лампы, значит, датчик неисправен. В противном случае происходит обрыв кабеля. Если при включении стояночного тормоза не загораются световые индикаторы, проверьте исправность предохранителя, контрольных ламп и реле. Дефектные детали должны быть заменены. Причиной неисправности также может быть обрыв провода между реле и сигнальными лампами. Если сигнальные лампы загораются при нажатии на педаль тормоза, но не загораются при нажатии на стояночный тормоз, проверьте датчик, соединительный провод и диод. Лучше всего начать с проверки диода, который расположен на панели предупреждающих ламп приборной панели, рядом с контрольной лампой стояночного тормоза. Если при нажатии стояночного тормоза на диоде появляется минус, датчик и соединительный кабель в порядке. Если нет, отсоедините провод от датчика и подключите его к заземлению автомобиля. Если минус на диоде не появляется, то необходимо устранить обрыв в кабеле и, если это так, заменить датчик. Еще одна неисправность — постоянное включение предупреждающих ламп. В отличие от описанных выше, он характерен только для стоп-сигнала КамАЗа. Этому может быть несколько причин. Первый — плюсовой провод замыкается на провод сигнальной лампы, на практике это происходит, если провода расплавились во время замыкания плюсового провода на землю автомобиля. Вторая причина — заклинивший контакт реле в сигнальных лампах. Просто извлеките реле и вставьте его обратно в гнездо. Если реле работает, вы услышите щелчок. Неисправное реле необходимо заменить. Третья причина может заключаться в отсутствии питания сигнальной лампы стояночного тормоза и ее реле-прерывателя. В этом случае плюс подается на минус через обмотку реле сигнальной лампы, сигнальной лампы стояночного тормоза, провод, питающий сигнальную лампу, и один из потребителей, питающихся от того же провода. Это замыкает цепь и запускает реле сигнальной лампы. Чтобы проверить это, просто отсоедините кабель питания от выключателя пилотной лампы. Реле должно разомкнуться, и сигнальные лампы должны погаснуть. Возможной причиной может быть неисправный предохранитель или обрыв провода. Последней причиной может быть то, что любой провод от датчиков подключен к заземлению автомобиля. Как и на всех автомобилях КАМАЗ тормозные огни, возможно также, что перегорел предохранитель сигнальных ламп. Поиск неисправностей зависит от того, когда перегорает предохранитель. Чтобы найти его, снимите автомобиль со стояночного тормоза и отпустите педаль тормоза. Если предохранитель перегорает сразу после установки, ищите короткое замыкание под приборной панелью от предохранителя до реле сигнальных ламп. Если предохранитель перегорает при нажатии на педаль тормоза, короткое замыкание находится в проводе от реле к задним фонарям или в гнезде прицепа.
В современном автомобиле работает множество электроники и электрики. Системы старых автомобилей довольно примитивны, а более новые технологии доступны только тем, кто может изучить больше документации и литературы. Сегодня мы узнаем, что такое датчик заднего хода, зачем он нужен в автомобиле и познакомимся с его устройством.
Назначение
Очевидно, что реверсивный режим автомобиля — это ускорение автомобиля назад, без необходимости совершать разворот на 180 градусов. Это позволит вам удобнее парковаться, быстрее маневрировать и в конечном итоге экономить время себе и другим водителям.
Фонарь заднего хода необходим для предупреждения окружающих водителей о предстоящем маневре, так же как и сигналы поворота или стоп-сигналы, встроенные в задние фонари.
Таким образом, при включении заднего хода загорается лампочка белого цвета. Все водители и пешеходы, находящиеся позади, немедленно получают информацию о том, что водитель планирует двигаться задним ходом, и принимают решение о дальнейших маневрах.
Фонарь заднего хода также используется для маневрирования ночью и в тумане. Лампа с достаточно сильным световым пучком облегчает водителю обзор того, что находится позади автомобиля, и позволяет избежать досадных аварий и инцидентов при маневрировании. Всегда стоит обращать внимание на состояние и работу осветительных приборов. Это предотвращает большинство проблем и позволяет избежать непреднамеренного повреждения автомобиля.
Принцип действия
Датчик заднего хода — это устройство, которое активирует и деактивирует индикаторы маневра в виде ламп или светодиодов. Его функция заключается в мгновенной реакции при включении задней передачи и столь же быстрой деактивации при движении вперед. Это не зависит от типа коробки передач — механической, автоматической или вариатора.
Где расположен датчик заднего хода? Очевидно, что поскольку лампочка должна загораться при перемещении рычага переключения передач в определенное место, сам датчик должен быть расположен рядом с коробкой передач.
Итак, это устройство состоит из электрической цепи, которая соединяет батарею с лампой.
Очевидно, что между аккумулятором и лампой должна быть какая-то цепь, способная реагировать на движение рычага переключения передач и включаться только тогда, когда рычаг находится в положении заднего хода, т.е. задней передачи.
Эту функцию выполняет концевой выключатель, который расположен за селектором автоматической коробки передач или на рычаге переключения передач, рядом с положением заднего хода. Что такое концевой выключатель? По сути, это кнопка, которую все часто видят в реальной жизни. Только, в отличие от большинства бытовых приборов, эта кнопка приводится в действие не непосредственно пальцем, а рычагом, который вы нажимаете в определенном положении.
При переключении коробки передач на задний ход активируется концевой выключатель, работающий от аккумулятора. Выключатель замыкает цепь, напряжение подается на лампу, и она загорается. Аналогично, при выключении передачи кнопка отпускается, и лампа перестает гореть.
Подводя итоги
Датчик заднего хода является одним из важнейших компонентов электрической системы любого современного автомобиля. Благодаря этому устройству работает индикатор заднего хода, что повышает общую безопасность движения и лучше информирует водителя о намерении совершить дальнейший маневр.