Панель приборов обозначения лампочек Паз 3205

Особенности управления автобусом ПАЗ

С технической точки зрения устройство практически любого автобуса больше похоже на устройство грузовых автомобилей, у которых вместо кузова имеется салон. Кроме того, система управления ПАЗ во многом схожа с аналогичными системами грузовиков разных марок. Однако у легковых автомобилей есть ряд особенностей управления, с которыми знаком любой опытный водитель.

Читайте также: Обозначения панели приборов МАЗ 5440.

Органы управления ПАЗ

К основным органам управления относятся:

  • руль;
  • переключатель приборов и стартера (обычно находится на рулевой колонке);
  • кнопки управления дверями;
  • ручка ручного тормоза;
  • педали газа, сцепления и тормоза;
  • рычаг переключения передач;
  • омыватель ветрового стекла, стеклоочистители и переключатели звукового сигнала;
  • переключатели поворотников и фары.

В современных моделях рулевое управление автобуса ПАЗ эффективно и удобно благодаря интегрированному редуктору от ZF Friedrichshafen AG или аналогичному рулевому механизму для ПАЗ от BOSCH. Продуманная эргономика и четкая приборная панель позволяют водителю быстро реагировать на различные дорожные ситуации и уверенно управлять автомобилем. Сиденье имеет рычаг для продольного перемещения и ручку для регулировки спинки.

Запуск и прогрев

Перед запуском двигателя внутреннего сгорания убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Благодаря электрической системе запуска двигатель запускается даже при относительно низких температурах.

Перед тем, как сесть за руль ПАЗ, необходимо ознакомиться с характеристиками его выпуска. При запуске горячего двигателя не рекомендуется пользоваться рукояткой дроссельной заслонки карбюратора. При пуске горячей силовой установки рекомендуется произвести продувку цилиндров. При запуске холодного двигателя необходимо закачать топливо в карбюратор. Перед зимой необходимо проверить состояние аккумулятора, свечей зажигания и распределителя.

Нагрев силового агрегата следует проводить поэтапно:

  1. Выжмите газ на треть.
  2. Полностью вытяните ручку воздушной заслонки карбюратора.
  3. Осторожно отпустите газ.
  4. Отключить.
  5. Запустите ДВС.
  6. Схватить.
  7. Постепенно верните амортизатор в исходное положение, слегка приоткрыв его.

Модели, оснащенные инжекторными силовыми агрегатами, не требуют ручной регулировки водителем в процессе эксплуатации. Например, такой ПАЗ Vector control менее склонен к закоксовыванию, отличается топливной экономичностью и быстрым запуском, а также стабильной работой в любых погодных условиях.

Особенности КПП

Помимо двигателя одним из важнейших органов управления автобуса ПАЗ является коробка передач. Существует несколько разновидностей этих узлов, которые устанавливаются на разные модели автобусов, выпускаемых на Павловском заводе. Как правило, это пятиступенчатые ZF S5-42 и СААЗ 3206, а также 4-ступенчатая или пятипозиционная коробка передач производства ГАЗ.

Для предотвращения износа синхронизаторов рекомендуется как можно чаще переключать передачи при выключенном сцеплении. Эксплуатация холодной коробки передач потребует больше усилий для переключения передач. Опытные водители с загруженным легковым автомобилем начинают движение со второй передачи, хотя в мануале указано, что в этом случае происходит износ фрикционных накладок диска сцепления.

Движение и остановка

Управление автобусом ПАЗ, как и управление любым другим транспортным средством, требует определенных знаний и навыков. Например, нельзя удерживать ногу на педали сцепления во время движения, так как это приводит к проскальзыванию ведомого диска и износу выжимного подшипника. На спусках запрещается выключать двигатель внутреннего сгорания, чтобы не потерять управление автобусом ПАЗ.

Кроме того, важно следить за исправной работой системы АБС, так как при ее выходе из строя настоятельно не рекомендуется резко тормозить. Необходимо использовать стояночный тормоз для коротких остановок автобуса при подъеме или спуске.

Габариты и слепая зона

В зависимости от модификации длина кузова варьируется от 7000 до 8800 мм, ширина от 2410 до 2500 мм, а высота от 2880 до 3380 мм. Различают два типа кузова: несущий и полунесущий (вагонная компоновка). Чтобы не попасть в аварию, водитель должен через окно водительской двери проверить, нет ли автомобиля слева, так как это обычно самая опасная слепая зона. Кроме того, следует отметить отсутствие зеркала заднего вида.

Тормозная система

Эффективное торможение играет важную роль в управлении PAZ. В современных моделях, как правило, используется двухконтурная пневмогидравлическая тормозная система. Примечательно, что при выходе из строя одной из цепей водитель все равно может остановить автобус. Безопасная работа обусловлена ​​наличием антифриза и масло-влагоотделителя. На панели управления ПАЗ имеется двухстрелочный манометр, дающий информацию о давлении воздуха в системе.

Основные причины неисправности тормозной системы

  • засорение трубопровода;
  • повреждение регулятора давления;
  • утечка пневмопривода;
  • неисправность воздушного компрессора;
  • нарушение герметичности магистралей или ненадежное соединение шлангов и труб.

Зная основы устройства и управления ПАЗ, вы сможете быстро ориентироваться в самых разных ситуациях на дороге, избегая нежелательных последствий.

Особенность конструкции приборов освещения и сигнализации автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234

К устройствам наружного освещения относятся: фары, передние, задние и боковые габаритные огни, подсветка номерного знака, напольное освещение (пороги), задние противотуманные фонари, задние катафоты

В фарах установлены двухнитевые галогенные лампы AKG12-60+55. Нить 60 Вт — дальний свет, нитка 55 Вт — ближний свет.

Фары включаются центральным переключателем света, который находится в третьем положении.

Внимание! При установке галогенной лампы в фару запрещается касаться колбы пальцами во избежание уменьшения светового потока или разрушения колбы в процессе эксплуатации.

Фары регулируются при выключенном двигателе на специальной станции, оборудованной рабочей площадкой, плоским экраном с матовым покрытием, люксметром с фотодатчиком и устройством, ориентирующим взаимное положение автобуса и экрана.

Два регулировочных винта расположены за рамкой фары слева и справа. Регулировка в вертикальной плоскости осуществляется одновременным поворотом обоих винтов в одну сторону, а в горизонтальной — поворотом винтов в противоположные стороны.

Чтобы отрегулировать фары:

  1. Выставить автобус в рабочем состоянии (с нормальным давлением в шинах) на расстоянии 5 метров от экрана, на котором сделаны отметки согласно рисунку.

  1. Снимите лицевые панели фар, открутив винт, который их держит.
  2. Включите ближний свет, и, закрыв одну из фар, отрегулируйте другую регулировочными винтами так, чтобы светотеневая граница ближнего света располагалась, как показано на рисунке. Затем таким же образом отрегулируйте вторую фару.

Для регулируемых фар верхний край световых точек должен быть совмещен с линией ХХ (см рис. 1), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков линии реза должны быть совмещены с линиями ГГ и дд

Подсветка номерного знака (лампы АС 12-5) включается центральным выключателем освещения.

Под кожухом, закрывающим механизм открывания пассажирской двери, установлен фонарь освещения местности (лампы А 12-21-3). Они загораются при срабатывании центрального выключателя света и концевого выключателя, включенных в механизм привода двери.

Задние противотуманные фонари (фонари А 12-21-3) включаются выключателем на панели приборов при включенном ближнем свете.

Встроенная в выключатель контрольная лампа сигнализирует о его включении. При переключении в режимы «Дальний свет» или «Включение габаритных огней» задние противотуманные фонари выключаются.

Противотуманные фары следует использовать только при движении в тумане или в других условиях плохой видимости. Запрещается подключать противотуманные фары параллельно стоп-сигналам.

К приборам освещения салона относятся плафоны салона (лампа А 12-21-3), плафон водителя (лампа А 12-10), лампы подсветки панели приборов АМН 12-3

Техническое обслуживание системы освещения заключается в проверке ее работы при ежедневном техническом осмотре и проведении работ, предусмотренных в перечне работ по техническому обслуживанию.

Внешняя сигнализация включает указатели поворотов и аварийную сигнализацию, боковые повторители указателей поворота, габаритные огни, стоп-сигналы и огни заднего хода, электрические звуковые сигналы.

Указатели поворотов и сигнализация

Автобус оборудован электронным переключателем указателей поворота и аварийной сигнализации, что также обеспечивает контроль исправности сигнальных огней.

Если при включенных указателях поворота дважды мигает лампа указателя поворота, это свидетельствует о неисправности одного из фонарей указателя поворота с правой или левой стороны автобуса (отсутствие контакта или перегорание).

Если при включении указателей поворотов появляется одиночный световой сигнал от указателей поворотов, то это результат замыкания на массу контактов лампы или силовой проводки.

Если контрольная лампа не загорается, а указатели поворотов работают, то необходимо проверить исправность контрольной лампы.

Если при включенных указателях поворотов их лампочки и контрольная лампа не загораются, это означает, что неисправен предохранитель или выключатель указателей поворотов (или его цепь).

Система аварийной мигающей сигнализации одновременно включает все указатели поворота в мигающем режиме, предупреждая автомобили впереди и сзади о неисправности автобуса, чтобы избежать аварийной ситуации.

Система охранной сигнализации состоит из выключателя аварийной сигнализации, реле включения указателей поворота и указателей поворота.

Переключатель расположен на панели приборов. Зажигание осуществляется нажатием кнопки выключателя.

При этом загорается контрольная лампа в кнопке, подтверждая срабатывание мигающей аварийной сигнализации

Тормозной сигнал включается двумя пневматическими выключателями, установленными на тормозном кране в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы. В стоп-сигналах установлены лампы А12-21-3.

Выключатели включены в цепь параллельно для обеспечения непрерывной работы стоп-сигналов в случае неисправности одной из тормозных цепей или одного из выключателей.

Электрический рожок состоит из одного высокого или низкого тона с электромагнитной мембранной системой привода. Сигнал активируется кнопкой на рулевом колесе через вспомогательное сигнальное реле. Для усиления и направления звука сигнал имеет рупор (резонатор).

Сигнальное реле служит для разрядки контактов кнопки от сильного тока, потребляемого сигналом.

При нажатии на кнопку цепь вспомогательного реле замыкается и контакты реле включают рабочий ток в сигнальную цепь. Обслуживание электрического сигнала заключается в проверке его работоспособности при ежедневном техническом осмотре.

Возможные неисправности звуковых сигналов и способы их устранения

Не звучит звуковой сигнал при нажатии кнопки

  • Обрыв провода, подходит к кнопке

Вскрываем кнопку, зачищаем провод от изоляции, надеваем наконечник и припаиваем

  • Обрыв провода в рулевой колонке
  • Припаяйте выводы сигнальной катушки от платы переключателя или выходных клемм
  • Контакты реле сигнализации ожога

Сигнал звучит слабо или не звучит при неработающем двигателе и звучит при работающем двигателе

  • Низкий заряд батареи

Зарядить аккумулятор

Сигнал имеет дребезжащий звук

  • Ослабление крепления сигнала, крепления крышки или сигнальной катушки

Световые указатели поворота включают два передних указателя поворота (правый и левый), два задних указателя поворота (правый и левый), два боковых повторителя указателя поворота, переключатель указателя поворота и переключатель фар, расположенный на рулевой колонке.

Нейтральное положение рычага переключателя обеспечивается автоматическим сбросом кулачков переключателя специальной возвратной шайбой при повороте рулевого колеса.

При повороте поворотного переключателя в правое или левое положение правая или левая сторона лампочки автобуса мигает соответственно.

Работа в повторно-кратковременном режиме осуществляется поворотным реле.

Одновременно с включением указателей поворота загорается контрольная лампа «Поворот» на панели приборов.

Внутренняя сигнализация состоит из контрольных ламп на панели приборов и шумового сигнализатора (зуммера). Зуммер установлен под панелью приборов и предназначен для подачи сигнала пассажиру из салона автобуса водителю о необходимости остановиться.

Аварийный выключатель предназначен для предотвращения возникновения пожара в результате дорожно-транспортного происшествия.

Аварийный выключатель выполняет следующие функции:

  • отключение аккумуляторов дистанционным выключателем через контакты реле;
  • включение всех указателей поворота в мигающий режим через реле и контакты реле переключателя;
  • отключение обмотки возбуждения генератора через контакты реле.

Аварийное отключение осуществляется выключателем, установленным на панели приборов.

Аварийный выключатель может иметь три основных положения:

  • I — выключено, пока кнопка не нажата и устанавливается с флажком блокировки (режим перемещения);
  • II — режим отключения «+ аккумулятор» и включения сигнализации, для этого повернуть флажок блокировки и нажать кнопку в фиксированное положение;
  • III- отключение аккумулятора производится нажатием кнопки выключателя до конца (нефиксированное положение). После отпускания ключа он возвращается в положение II.

Внимание! Запрещается удерживать кнопку аварийного выключателя в крайнем (нефиксированном) положении более двух секунд

Система управления аварийной дверью

При аварийном (аварийном) открытии двери салона срабатывает зуммер, который звучит до тех пор, пока водитель не закроет дверь.

При нажатии пассажиром кнопки «Остановка по требованию» раздается прерывистый сигнал зуммера ((4-5) звуковых импульсов) и мигает контрольная лампа до тех пор, пока автобус не остановится и не откроется дверь для высадки пассажира.

При открытии аварийной двери (однодверная модификация автобуса) подается непрерывный звуковой сигнал и горит вторая контрольная лампа с символом «Дверь» до закрытия аварийной двери и освобождения защелки в исходное положение.

Стеклоочиститель

Электрический стеклоочиститель приводится в действие двигателем постоянного тока. Электродвигатель включается переключателем, обеспечивающим две скорости вращения якоря двигателя.

В цепь электродвигателя включен термобиметаллический вибропредохранитель, установленный в корпусе редуктора стеклоочистителя.

Для перевода щетки стеклоочистителя в крайнее положение при ее включении имеется концевой выключатель. Вращение от вала двигателя к валу привода щетки передается через червячную передачу.

Для того чтобы стеклоочиститель работал исправно, необходимо не допускать длительной работы щеток на сухом стекле во избежание перегрева электродвигателя и царапания стекла, а также для предотвращения попадания бензина или масла с резинками стеклоочистителей, щетками стеклоочистителей для предотвращения деформации.

Вентилятор

При замасливании или прогорании коллектора электродвигателя очищайте его ветошью, смоченной в бензине. Если это не поможет, очистите коллектор наждачной бумагой для стекла. Затем продуть сжатым воздухом. Проверьте давление щеток, которое должно быть (2-4) Н.

Предохранители

Все цепи потребления тока шины защищены предохранителями. Автобус имеет 5 блоков предохранителей: 1 блок предохранителей «силовой» БПР-5-4, расположенный в правом боковом аккумуляторном ящике, 3 блока БПР13 и 1 блок БПР2.02, расположенный возле рулевой колонки.

Расположение блоков предохранителей возле рулевой колонки показано на рис два.

Внимание! Не заменяйте неисправные предохранители предохранителями большей мощности.

  • «+15» — цепь после поворота ключа в замке зажигания в положение I;
  • «+30» — замыкание после включения дистанционного выключателя аккумуляторной батареи;
  • «+50» — цепь после поворота ключа в замке зажигания в положение II;
  • «+аккумулятор» — цепь после отключения выносного выключателя аккумулятора.

Назначение предохранителей

№ Цепь Номинал предохранителя, A Назначение предохранителя

1FU2 +аккумулятор 10 Управление дверью с места водителя; электронный спидометр

1FU3 +аккумулятор 10 Реле поворота; Тревога

1FU4 +15 10 Осушитель воздуха; электронный спидометр

1FU5 +15 10 Запорный электромагнитный клапан

1FU6 +15 10 Обмотка реле возбуждения генератора; Генераторная установка управления лампой; Комбинация приборов и тахометр; тормоза с АБС

1FU7 +15 10 Контрольные лампы; Фонари заднего хода; Управление свечами накаливания

1FU8 +30(40) 10 Управление подогревателем жидкости

1FU9 +30(40) 10 Циркуляционный насос

1FU10 +30(40) 10 Омыватель ветрового стекла; индикатор напряжения

1FU11 +30(40) 15 Звуковые сигналы

1FU12 +58 10 Правый габаритный фонарь; дверные светильники

1FU13 +58 10 Сигнальные лампы левые; Лампы освещения приборов

2FU2 +30(40) 10 Потолочные светильники для освещения правой стороны салона

2FU3 +30(40) 10 Стеклоочиститель левый

2FU4 +30(40) 15 Стеклоочиститель правый; Тормозные огни

2FU5 +30(40) 10 Двигатель вентилятора бокового стекла

2FU6 +30(60) 15 Электродвигатель электровентилятора ветрового стекла

2FU7 +30(60) 15 Электродвигатель обогрева сиденья водителя; Дополнительный циркуляционный насос (для ПАЗ-32053-07)

2FU8 +30(60) 15 LH Электродвигатель отопителя №1; Левый боковой электрический обогреватель двигателя № 2

2FU9 +30(60) 15 Задние противотуманные фонари; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правого борта №2

2FU10 +56 10 Левый дальний свет

2FU11 +56 10 Луч правой фары; Контрольная лампа «Дальний свет»

2FU12 +56 10 Левая фара ближнего света

2FU13 +56 10 Правая фара ближнего света

3FU2 +15 10 Ограничитель скорости (для ПАЗ-32053-77)

3FU3 +30(40) 15 Питание фар

3FU4 +30(40) 15 Плафон освещения левой части салона. Переносной держатель лампы крышка моторного отсека

3FU5 +30(40) 10 Электродвигатели принудительной вентиляции

3FU6 +30(40) 10 Контроллер двигателя вентилятора

3FU7 +30(40) 10 Противотуманные фары

3FU8 +30(40) 10 Зеркала заднего вида с подогревом

3FU9 +30(40) 10 Питание автомобильного громкоговорителя; источник питания радио

3FU11 +30(40) 10 Привод двери аварийное открытие двери

Ниже представлены принципиальные схемы подключения приборов освещения и световой сигнализации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector