Блок управления стеклоочистителей БУС-01
БУС-01 используется на автобусах ПАЗ и производится Автоком-радий. Существует несколько типов BUS, которые отличаются схемой и используемым микроконтроллером.
Во-первых, откройте BUS и посмотрите, на каком микроконтроллере он находится. Встречаются на базе ATtiny24A, ATtiny2313A, ATtiny261A. Может есть и другие, но я не нашел. Но в любом случае логика работы BUS одинакова.
Данная статья посвящена БУС на базе микроконтроллера ATtiny2313A.
Зажигание БУС-01:
Для включения BUS-01 необходимо подать питание на разъем основного питания. Черный фон, оранжевый +12 (+24). После включения контроллер выдаст напряжение питания +5В, а на 4-м разъеме на 3-х контактах появятся напряжения +4,5В. Отсутствие этих напряжений свидетельствует о выходе из строя БУС-01.
Режимы активируются замыканием 4,5 В на землю с разъема № 4. Напряжение появится в полях Контрольное напряжение 1 и Контрольное напряжение 2.
Обратная связь (красный провод) на первом и втором разъеме работает следующим образом: если на него подать 12 (24) вольт, контроллер сразу отключит напряжение от разъемов управляющего напряжения 1 и управляющего напряжения 2 на разъеме, с которого пришел сигнал.
На четвертом разъеме на рисунке, если замкнуть 12 (24В) на Feedback (розовый), то BCD будет работать в одном режиме до замыкания цепи. То же самое произойдет, если подать +12В (24В) на розовый провод основного разъема питания.
Электрическая схема БУС-01:
Принципиальная схема блока управления БУС-01 (плата БУС-01.050). Построен на 8-битном компьютере ATtiny2313a.
Подрулевой переключатель имеет 5 положений.
- 0 Стеклоочистители выключены.
- Медленная скорость.
- II Большая скорость.
- III Прерывистый режим.
- IV Кратковременное включение омывателя ветрового стекла и дворников.
Описание схемы и логика работы:
Схема управляется однокристальным микрокомпьютером ATTiny2313a.
ATTiny2313a управляет скоростью дворников, выбирая ту или иную цепь и приостанавливая работу. Он подает питание на дворники через полевые транзисторы (на других платах BUS вместо полевиков может быть другая пара реле).
После подачи питания на шестой и седьмой входы микропроцессора подается обратная связь на положение дворников и ожидается их возврат в исходное положение. Когда дворник сделал круг и получил сигнал об этом, спустившийся дворник выключается.
Помимо обычных сменных предохранителей в машине есть предохранители на самой плате, которые впаяны в плату. Его обозначение для замены от 10 до 15 А.
Микроконтроллер в принципе сложно «убить», потому что он работает через транзисторы, но смысл есть. Он питает подрулевой переключатель логическим напряжением +5В (фактически 4,5В) напрямую по трем проводам. И если на один из них войдет провод с 12 вольтами, регистр микроконтроллера сгорит.
Прошивка:
Определяем сразу: Все биты младшие при инверсии! Оригинальная прошивка не может быть прочитана, потому что там установлены биты LOCK.
Чтобы сбросить биты LOCK, мы очищаем кристалл. Далее записываем прошивку на FLASH память (скачать ниже) и проверяем как она работает. Прошивка подходит как для БУС на реле так и для транзисторов.
Предохранители должны быть настроены следующим образом:
Неисправности:
Имеются нерабочие стабилизаторы (не формируется напряжение питания), перегорели предохранители, транзисторы и т.п. Все это легко ремонтируется при наличии базовых знаний электротехники.
Важно: BUS-01 имеет обратную связь стеклоочистителя. Когда дворник сделал ход, он размыкает концевой выключатель, это регистрирует контроллер и выключает дворник. Если проблемы с концевиком, то дворники могут останавливаться в разных случайных местах именно из-за концевика. Это должно быть исключено сразу при диагностике.
Еще интересные неисправности с поведением BUS. В какой-то момент BUS начинает работать со сбоями и заменяется. Проблема явно в контроллере, т.к я их выпаивал и вставлял в рабочую плату BUS и они там тоже плохо себя вели. По пинам контроллера сопротивление в норме, в программаторе определяются, программируются. Записываю свою прошивку, все работает.
Исходного кода нет, но есть причинно-следственные связи, которые косвенно указывают на внутреннюю структуру кода. Аккаунты (9 штук аккаунтов, обычные для статистики) с некорректно работающей прошивкой на саппорте тоже ведут себя некорректно, что не может быть случайностью. Если что-то случится с электрической частью ATTiny2313a, то вряд ли программатор сможет с ней работать и писать прошивку. То есть контроллер работает.
Ну что, как поживаешь. Это чисто моя теория, подтвердить не могу, просто рассматриваю из теоретической части вопроса. ATTiny2313a — это компьютер. В контроллерах AVR память делится на 2 типа: Flash и EEPROM. Программа написана на Flash, данные помещаются в EEPROM. Теоретически можно написать прошивку со счетчиком и, например, считать количество вайперов и записать эти данные в память EEPROM. После достижения определенного количества активаций стеклоочистителя вы можете изменить поведение БУС, как будто считаете, что БУС выполнил свою гарантию и средство устранения.
Это реализовано, например, в принтерах. Когда вы напечатали N страниц и думаете, что закончился тонер. Там счетчик сбрасывается.
Итог: если БУС ведет себя плохо, а все остальное работает -> обновить прошивку.
ПАЗ 3205, 32053, 32054, 4234 — предохранители, реле и электросхема
Паз 3205 — базовый автобус малого класса, выпускаемый с 1989 года по настоящее время с дизельными и бензиновыми двигателями в различных модификациях и рестайлинговых версиях, таких как Паз 32053, Паз 32054 и Паз 4234. В данной статье мы познакомим с описанием предохранителей и реле Groove с блок-схемами и их расположением. В завершение предлагаем скачать электрические схемы слота электрооборудования 32053.
Назначение элементов блоков может отличаться от показанного и зависит от года выпуска и модификации вашего Паза. Сверяйте назначение с его схемой на обратной стороне защитного кожуха или другой технической документацией.
Блок «силовых» предохранителей
Блок силовых предохранителей выполнен в виде мощных плавких вставок БПР-5-4, расположенных в аккумуляторном ящике с правой стороны. Может включать дополнительные обычные предохранители, с левой стороны блока.
Общая схема
Описание
- Генератор 90А
- Габаритные огни 40А
- 60А Блок предохранителей, фары, зажигание
- Блок предохранителей 60А
- АБС 20А
- 25А обогреватель
- 10А аварийный режим
- Вилка батарейного отсека 10А
Блоки реле
Блок в моторном отсеке
Эта панель закрыта защитным кожухом. Также он может располагаться в панели под капотом над дверью водителя.
Схема
Расшифровано
- реле поворотников и сигнализации
- реле задних противотуманных фар
- реле ближнего света фар
- реле дальнего света
- реле сигнала торможения
- сигнальное реле
- реле звукового сигнала
- реле противотуманных фар
- реле отключения аккумулятора
- реле отключения возбуждения генератора
Реле разрядки цепи возбуждения генератора находится отдельно, возле самого генератора.
Блок в салоне
Под панелью приборов могут быть установлены следующие реле: реле стартера; реле обогрева зеркал; реле габаритных огней; Реле левого бокового освещения; реле отопителя водителя; Реле обогревателя холла справа (1 шт.) и слева (1 шт.); реле обдува лобового стекла.
Блоки предохранителей
Расположен под панелью приборов.
Вариант 1
Типичен для старых моделей и состоит из 2-х отделов
Схема
Цель
Левый блок
1FU1 | 8A Переключатель управления приводом двери пассажира. Поставка системы сигнализации с указателями поворота и дверной сигнализацией |
1FU2 | 8A Электропитание выключателя света водителя, аварийного выключателя |
1FU3 | 16А Питание приборов, блока АБС, системы зажигания |
1FU4 | 8А Питание контрольных ламп, выключатель фонарей заднего хода |
1FU5 | 8А Электропитание левого стеклоочистителя |
1FU6 | 8A Питание циркуляционного насоса |
1FU7 | 8A Электропитание выключателя омывателя ветрового стекла, комбинации приборов и вольтметра |
1FU8 | 16А Питание противотуманных фар |
1FU9 | 8А Питание габаритных огней с правой стороны |
1FU10 | 8A Питание габаритных огней с левой стороны |
Правый блок
2FU1 | 16A Питание реле звукового сигнала, осушителя воздуха |
2ФУ2 | 16А питание выключателя обогревателя ветрового стекла |
2FU3 | 16A Электропитание выключателя освещения салона, лампы освещения моторного отсека и вилки |
2ФУ4 | 8A Электропитание правого бокового выключателя освещения салона |
2FU5 | 8А Питание левой фары «Дальний свет» |
2FU6 | 8А Электропитание правой фары «Дальний свет» Электропитание контрольной лампы «Дальний свет» |
2FU7 | 8A Питание левой фары ближнего света, выключатель заднего противотуманного фонаря |
2FU8 | 8А Питание правой фары «Ближний свет» |
2FU9 | 8А Питание правого стеклоочистителя, стоп-сигналов |
2FU10 | Запаска 8А |
Вариант 2
Он состоит из 3-х секций (щитов предохранителей).
Схема
I — от 1FU1 до 1FU13; II — от 2FU1 до 2FU13; III — от 3FU1 до 3FU13
Обозначение
1FU1 | Бронировать |
1FU2 | 10А Управление дверью салона с места водителя; электронный спидометр |
1FU3 | Поворотное реле 10А; Тревога |
1FU4 | Осушитель воздуха 10А; электронный спидометр |
1FU5 | 10А Стоп соленоид, зажигание |
1FU6 | 10А Обмотка реле возбуждения генератора; Генераторная установка управления лампой; Комбинация приборов и тахометр; тормоза с АБС |
1FU7 | Контрольные лампы 10А; Фонари заднего хода; Управление свечами накаливания |
1FU8 | 10A Управление жидкостным нагревателем |
1FU9 | 10А циркуляционный насос, противотуманные фары |
1FU10 | 10А омыватель ветрового стекла; индикатор напряжения |
1FU11 | 15А Звуковые сигналы |
1FU12 | 10А Габаритные фонари правые; дверные светильники |
1FU13 | 10А Габаритные фонари левые; Лампы освещения приборов |
2FU1 | Бронировать |
2ФУ2 | 10А плафоны для освещения правой стороны салона |
2FU3 | 10А Левый стеклоочиститель |
2ФУ4 | 15А Стеклоочиститель правый; Стоп-сигналы, выключатель света |
2FU5 | 10A Электродвигатель вентилятора бокового стекла |
2FU6 | Электродвигатель электровентилятора лобового стекла 15А |
2FU7 | 15А Электродвигатель обогрева сиденья водителя; Дополнительный циркуляционный насос (для ПАЗ-32053-07) |
2FU8 | 15A Электродвигатель левого бокового отопителя №1; Левый боковой электрический обогреватель двигателя № 2 |
2FU9 | 15А Задние противотуманные фары; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель правого отопителя №2, блок питания стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла |
2FU10 | 10A Головка левой фары дальнего света |
2FU11 | 10А Фара, правый дальний свет; Контрольная лампа «Дальний свет» |
2FU12 | 10А Левая фара ближнего света |
2FU13 | 10А Правая фара ближнего света |
3FU1 | Бронировать |
3FU2 | 10А ограничитель скорости (для ПАЗ-32053-77) |
3FU3 | 15А Питание фар, реле ближнего/дальнего света |
3FU4 | 15А Потолочные плафоны освещения с левой стороны салона. Переносной держатель лампы крышка моторного отсека |
3FU5 | 10А Электродвигатели принудительной вентиляции, питания обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70) |
3FU6 | 10А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка приборной панели, питание внутренней и внешней сигнализации (для ПАЗ-32053-70) |
3FU7 | 10А Противотуманные фары |
3FU8 | 10А Обогрев зеркал заднего вида |
3FU9 | Блок питания транспортного переговорного устройства 10А; Блок питания магнитолы, разъем для подключения дополнительного оборудования |
3FU10 | Резерв 10А |
3FU11 | 10А Дверной привод аварийное открытие двери |
3FU12 | Резерв 10А |
3FU13 | 10А ЭБУ двигателя, реле стартера |
Блок БПР 2.02
Возле рулевой колонки может располагаться отдельный блок из 2-х плавких элементов.