Не работают дворники Паз 4234

Блок управления стеклоочистителей БУС-01

БУС-01 используется на автобусах ПАЗ и производится Автоком-радий. Существует несколько типов BUS, которые отличаются схемой и используемым микроконтроллером.

Во-первых, откройте BUS и посмотрите, на каком микроконтроллере он находится. Встречаются на базе ATtiny24A, ATtiny2313A, ATtiny261A. Может есть и другие, но я не нашел. Но в любом случае логика работы BUS одинакова.

Данная статья посвящена БУС на базе микроконтроллера ATtiny2313A.

Зажигание БУС-01:

Для включения BUS-01 необходимо подать питание на разъем основного питания. Черный фон, оранжевый +12 (+24). После включения контроллер выдаст напряжение питания +5В, а на 4-м разъеме на 3-х контактах появятся напряжения +4,5В. Отсутствие этих напряжений свидетельствует о выходе из строя БУС-01.

Режимы активируются замыканием 4,5 В на землю с разъема № 4. Напряжение появится в полях Контрольное напряжение 1 и Контрольное напряжение 2.
Обратная связь (красный провод) на первом и втором разъеме работает следующим образом: если на него подать 12 (24) вольт, контроллер сразу отключит напряжение от разъемов управляющего напряжения 1 и управляющего напряжения 2 на разъеме, с которого пришел сигнал.

На четвертом разъеме на рисунке, если замкнуть 12 (24В) на Feedback (розовый), то BCD будет работать в одном режиме до замыкания цепи. То же самое произойдет, если подать +12В (24В) на розовый провод основного разъема питания.

Электрическая схема БУС-01:

Принципиальная схема блока управления БУС-01 (плата БУС-01.050). Построен на 8-битном компьютере ATtiny2313a.

Подрулевой переключатель имеет 5 положений.

  • 0 Стеклоочистители выключены.
  • Медленная скорость.
  • II Большая скорость.
  • III Прерывистый режим.
  • IV Кратковременное включение омывателя ветрового стекла и дворников.

Описание схемы и логика работы:

Схема управляется однокристальным микрокомпьютером ATTiny2313a.

ATTiny2313a управляет скоростью дворников, выбирая ту или иную цепь и приостанавливая работу. Он подает питание на дворники через полевые транзисторы (на других платах BUS вместо полевиков может быть другая пара реле).

После подачи питания на шестой и седьмой входы микропроцессора подается обратная связь на положение дворников и ожидается их возврат в исходное положение. Когда дворник сделал круг и получил сигнал об этом, спустившийся дворник выключается.

Помимо обычных сменных предохранителей в машине есть предохранители на самой плате, которые впаяны в плату. Его обозначение для замены от 10 до 15 А.
Микроконтроллер в принципе сложно «убить», потому что он работает через транзисторы, но смысл есть. Он питает подрулевой переключатель логическим напряжением +5В (фактически 4,5В) напрямую по трем проводам. И если на один из них войдет провод с 12 вольтами, регистр микроконтроллера сгорит.

Прошивка:

Определяем сразу: Все биты младшие при инверсии! Оригинальная прошивка не может быть прочитана, потому что там установлены биты LOCK.

Чтобы сбросить биты LOCK, мы очищаем кристалл. Далее записываем прошивку на FLASH память (скачать ниже) и проверяем как она работает. Прошивка подходит как для БУС на реле так и для транзисторов.

Предохранители должны быть настроены следующим образом:

Неисправности:

Имеются нерабочие стабилизаторы (не формируется напряжение питания), перегорели предохранители, транзисторы и т.п. Все это легко ремонтируется при наличии базовых знаний электротехники.

Важно: BUS-01 имеет обратную связь стеклоочистителя. Когда дворник сделал ход, он размыкает концевой выключатель, это регистрирует контроллер и выключает дворник. Если проблемы с концевиком, то дворники могут останавливаться в разных случайных местах именно из-за концевика. Это должно быть исключено сразу при диагностике.

Еще интересные неисправности с поведением BUS. В какой-то момент BUS начинает работать со сбоями и заменяется. Проблема явно в контроллере, т.к я их выпаивал и вставлял в рабочую плату BUS и они там тоже плохо себя вели. По пинам контроллера сопротивление в норме, в программаторе определяются, программируются. Записываю свою прошивку, все работает.

Исходного кода нет, но есть причинно-следственные связи, которые косвенно указывают на внутреннюю структуру кода. Аккаунты (9 штук аккаунтов, обычные для статистики) с некорректно работающей прошивкой на саппорте тоже ведут себя некорректно, что не может быть случайностью. Если что-то случится с электрической частью ATTiny2313a, то вряд ли программатор сможет с ней работать и писать прошивку. То есть контроллер работает.

Ну что, как поживаешь. Это чисто моя теория, подтвердить не могу, просто рассматриваю из теоретической части вопроса. ATTiny2313a — это компьютер. В контроллерах AVR память делится на 2 типа: Flash и EEPROM. Программа написана на Flash, данные помещаются в EEPROM. Теоретически можно написать прошивку со счетчиком и, например, считать количество вайперов и записать эти данные в память EEPROM. После достижения определенного количества активаций стеклоочистителя вы можете изменить поведение БУС, как будто считаете, что БУС выполнил свою гарантию и средство устранения.

Это реализовано, например, в принтерах. Когда вы напечатали N страниц и думаете, что закончился тонер. Там счетчик сбрасывается.

Итог: если БУС ведет себя плохо, а все остальное работает -> обновить прошивку.

ПАЗ 3205, 32053, 32054, 4234 — предохранители, реле и электросхема

Паз 3205 — базовый автобус малого класса, выпускаемый с 1989 года по настоящее время с дизельными и бензиновыми двигателями в различных модификациях и рестайлинговых версиях, таких как Паз 32053, Паз 32054 и Паз 4234. В данной статье мы познакомим с описанием предохранителей и реле Groove с блок-схемами и их расположением. В завершение предлагаем скачать электрические схемы слота электрооборудования 32053.

Назначение элементов блоков может отличаться от показанного и зависит от года выпуска и модификации вашего Паза. Сверяйте назначение с его схемой на обратной стороне защитного кожуха или другой технической документацией.

Блок «силовых» предохранителей

Блок силовых предохранителей выполнен в виде мощных плавких вставок БПР-5-4, расположенных в аккумуляторном ящике с правой стороны. Может включать дополнительные обычные предохранители, с левой стороны блока.

Общая схема

Описание

  1. Генератор 90А
  2. Габаритные огни 40А
  3. 60А Блок предохранителей, фары, зажигание
  4. Блок предохранителей 60А
  5. АБС 20А
  6. 25А обогреватель
  7. 10А аварийный режим
  8. Вилка батарейного отсека 10А

Блоки реле

Блок в моторном отсеке

Эта панель закрыта защитным кожухом. Также он может располагаться в панели под капотом над дверью водителя.

Схема

Расшифровано

  1. реле поворотников и сигнализации
  2. реле задних противотуманных фар
  3. реле ближнего света фар
  4. реле дальнего света
  5. реле сигнала торможения
  6. сигнальное реле
  7. реле звукового сигнала
  8. реле противотуманных фар
  9. реле отключения аккумулятора
  10. реле отключения возбуждения генератора

Реле разрядки цепи возбуждения генератора находится отдельно, возле самого генератора.

Блок в салоне

Под панелью приборов могут быть установлены следующие реле: реле стартера; реле обогрева зеркал; реле габаритных огней; Реле левого бокового освещения; реле отопителя водителя; Реле обогревателя холла справа (1 шт.) и слева (1 шт.); реле обдува лобового стекла.

Блоки предохранителей

Расположен под панелью приборов.

Вариант 1

Типичен для старых моделей и состоит из 2-х отделов

Схема

Цель

Левый блок

1FU18A Переключатель управления приводом двери пассажира. Поставка системы сигнализации с указателями поворота и дверной сигнализацией
1FU28A Электропитание выключателя света водителя, аварийного выключателя
1FU316А Питание приборов, блока АБС, системы зажигания
1FU48А Питание контрольных ламп, выключатель фонарей заднего хода
1FU58А Электропитание левого стеклоочистителя
1FU68A Питание циркуляционного насоса
1FU78A Электропитание выключателя омывателя ветрового стекла, комбинации приборов и вольтметра
1FU816А Питание противотуманных фар
1FU98А Питание габаритных огней с правой стороны
1FU108A Питание габаритных огней с левой стороны

Правый блок

2FU116A Питание реле звукового сигнала, осушителя воздуха
2ФУ216А питание выключателя обогревателя ветрового стекла
2FU316A Электропитание выключателя освещения салона, лампы освещения моторного отсека и вилки
2ФУ48A Электропитание правого бокового выключателя освещения салона
2FU58А Питание левой фары «Дальний свет»
2FU68А Электропитание правой фары «Дальний свет» Электропитание контрольной лампы «Дальний свет»
2FU78A Питание левой фары ближнего света, выключатель заднего противотуманного фонаря
2FU88А Питание правой фары «Ближний свет»
2FU98А Питание правого стеклоочистителя, стоп-сигналов
2FU10Запаска 8А

Вариант 2

Он состоит из 3-х секций (щитов предохранителей).

Схема

I — от 1FU1 до 1FU13; II — от 2FU1 до 2FU13; III — от 3FU1 до 3FU13

Обозначение

1FU1Бронировать
1FU210А Управление дверью салона с места водителя; электронный спидометр
1FU3Поворотное реле 10А; Тревога
1FU4Осушитель воздуха 10А; электронный спидометр
1FU510А Стоп соленоид, зажигание
1FU610А Обмотка реле возбуждения генератора; Генераторная установка управления лампой; Комбинация приборов и тахометр; тормоза с АБС
1FU7Контрольные лампы 10А; Фонари заднего хода; Управление свечами накаливания
1FU810A Управление жидкостным нагревателем
1FU910А циркуляционный насос, противотуманные фары
1FU1010А омыватель ветрового стекла; индикатор напряжения
1FU1115А Звуковые сигналы
1FU1210А Габаритные фонари правые; дверные светильники
1FU1310А Габаритные фонари левые; Лампы освещения приборов
2FU1Бронировать
2ФУ210А плафоны для освещения правой стороны салона
2FU310А Левый стеклоочиститель
2ФУ415А Стеклоочиститель правый; Стоп-сигналы, выключатель света
2FU510A Электродвигатель вентилятора бокового стекла
2FU6Электродвигатель электровентилятора лобового стекла 15А
2FU715А Электродвигатель обогрева сиденья водителя; Дополнительный циркуляционный насос (для ПАЗ-32053-07)
2FU815A Электродвигатель левого бокового отопителя №1; Левый боковой электрический обогреватель двигателя № 2
2FU915А Задние противотуманные фары; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель правого отопителя №2, блок питания стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла
2FU1010A Головка левой фары дальнего света
2FU1110А Фара, правый дальний свет; Контрольная лампа «Дальний свет»
2FU1210А Левая фара ближнего света
2FU1310А Правая фара ближнего света
3FU1Бронировать
3FU210А ограничитель скорости (для ПАЗ-32053-77)
3FU315А Питание фар, реле ближнего/дальнего света
3FU415А Потолочные плафоны освещения с левой стороны салона. Переносной держатель лампы крышка моторного отсека
3FU510А Электродвигатели принудительной вентиляции, питания обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70)
3FU610А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка приборной панели, питание внутренней и внешней сигнализации (для ПАЗ-32053-70)
3FU710А Противотуманные фары
3FU810А Обогрев зеркал заднего вида
3FU9Блок питания транспортного переговорного устройства 10А; Блок питания магнитолы, разъем для подключения дополнительного оборудования
3FU10Резерв 10А
3FU1110А Дверной привод аварийное открытие двери
3FU12Резерв 10А
3FU1310А ЭБУ двигателя, реле стартера

Блок БПР 2.02

Возле рулевой колонки может располагаться отдельный блок из 2-х плавких элементов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector