Инжир. 4.7 сливная пробка радиатора
Разборка бензиновых двигателей
1 Выберите твердую и ровную площадку и ведите машину туда. Учтите тот факт, что вам придется ходить вокруг машины, поэтому вокруг машины должен быть просвет.
2 Отсоедините отрицательный кабель аккумуляторной батареи.
Примечание: Если ваш автомобиль оснащен магнитолой с секретным кодом, убедитесь, что вы знаете этот код, прежде чем отсоединять клемму аккумулятора.
3 Включите стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля и установите его на домкраты.
4 Снимите защиту двигателя.
5 Снимите верхнюю крышку двигателя.
6 Снимите передний бампер.
7 ыполните следующие действия:
а) Слейте моторное масло.
б) Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Пробка расположена на передней левой стороне радиатора (рис. 4.7). На некоторых двигателях в насосе также имеется заглушка. Возможно, быстрее будет просто отсоединить нижний шланг радиатора.
8 Отверните 2 винта крепления теплообменника охлаждения жидкости гидроусилителя руля и отложите его в сторону (рис. 4.8). Привяжите датчик наружной температуры на место.
9 Освободите хомуты и отсоедините шланги сверху и снизу от радиатора и от корпуса термостата. На двигателях с двумя верхними распределительными валами может быть проще отсоединить верхний шланг от двигателя (рис. 4.9). На двигателях AHL, ANA и ARM отсоедините шланги масляного радиатора.
10 Отсоедините воздуховод, идущий от передней части кузова к воздушному фильтру (рис. 4.10).
11 Отсоедините электропроводку от фар и электродвигатели от регуляторов высоты фар (рис. 4.11.ab).
12 Снимите передние указатели поворота, как описано в главе 12, параграф 7. Вставьте корпус электрического разъема в переднее крыло автомобиля со стороны водителя и отсоедините его.
13 Отсоедините переднюю часть троса открывания капота от задней части (рис. 4.13).
14 На двигателях с турбонаддувом отсоедините трубки между турбокомпрессором/промежуточным охладителем турбонагнетателя/воздушным фильтром и промежуточным охладителем/корпусом дроссельной заслонки. На автомобилях с системой подачи вторичного воздуха снимите соединительные трубки, установленные между насосом системы подачи вторичного воздуха и воздушным фильтром.
15 На автомобилях с электровентилятором отсоедините электрический разъем от термостата в нижней левой части радиатора.
16 Отсоедините сигнальную проводку.
17 На автомобилях с кондиционером отсоедините конденсатор кондиционера от передней облицовки. Для этого надавите на выступы на штифтах крепления, выньте штифты из кронштейнов с обеих сторон конденсатора и отсоедините две половины кронштейнов друг от друга (рис. 4.17, а). Ослабьте винты и снимите резиновые прокладки с обеих сторон конденсатора (рис. 4.17.6). При снятии конденсатора отсоедините электрический разъем от датчика давления (выключателя). Отсоедините разъем датчика низкого давления и отсоедините разъем электромагнитной муфты под передней обшивкой кузова. Поднимите конденсатор с кронштейна, поверните его в сторону и привяжите к чему-нибудь в стороне.
Внимание: Не отсоединяйте трубопровод кондиционера от конденсатора.
Рис. 4.Б. Ослабьте болты и отложите трубы в сторону
Рис. 4.9. Отсоедините верхний шланг от двигателя (ADR)
Рис. 4.10. Отсоедините передний воздухозаборник
Рис. 4.11.а. Отсоедините разъем фары…
Рис. 4.11, б. …и его корректор
Рис. 4.13. Отсоедините переднюю часть кабеля от задней части в разъеме
18 На автомобилях с автоматической коробкой передач поставьте под радиатор подходящую емкость, затем ослабьте накидные гайки и отсоедините трубопроводы жидкости автоматической коробки передач под радиатором. Заглушите отверстия радиатора и трубок, чтобы предотвратить попадание мусора в трубопровод системы охлаждения. Ослабьте крепление трубы к двигателю.
19 Снимите крышку бачка гидроусилителя руля (рис. 4.19).
20 Отсоедините 5 электрических разъемов, доступ к которым открылся после снятия крышки (рис. 4.20).
21 Отсоедините жгут проводов сигнализации от верхней левой части переднего молдинга кузова.
22 Снимите крепежные болты передней панели, по одному спереди/сверху каждого крыла и по одному сбоку каждой фары. Отверните по 3 болта с каждой стороны, которые крепят направляющие бампера. Открутите болты, удерживающие перекладину бампера под каждой фарой, и отсоедините их от крыльев. Выверните болты, которыми передняя обшивка крепится к кузову. Вместе с помощником пройдите вперед и закрепите переднюю накладку (рис. 4.22, а — д)
23 Снимите воздушный фильтр с воздуховодами, как описано в главе 4А.
24 Отсоедините главный кабель зажигания, отсоедините электропроводку и поместите ее на двигатель. При необходимости отсоедините электрический разъем лямбда-зонда.
25 Сбросьте давление в топливопроводах (см. Раздел 4A). Отсоедините линии подачи и слива топлива от бака топливной рампы.
26 Ослабьте хомуты и отсоедините маленькие шланги от расширительного бачка с левой стороны моторного отсека. Отсоедините электрический разъем от датчика низкого уровня охлаждающей жидкости. Снимите расширительный бак (рис. 4.26, а — в).
27 На автомобилях с круиз-контролем отсоедините тягу круиз-контроля от дроссельной заслонки и отсоедините вакуумный шланг от вакуумного блока.
28 При необходимости отсоедините трос дроссельной заслонки от корпуса дроссельной заслонки и кронштейна.
Рис. 4.17, а. Нажмите на выступы на монтажных штифтах, чтобы освободить конденсатор
Рис. 4.17.6. Отверните винты и снимите резиновые прокладки
Рис. 4.19. Снимите крышку на бачке гидроусилителя руля
Рис. 4.20. Отсоедините электрический разъем с помощью колпачка
Рис. 4.22.8. Ослабьте болты в верхней части обоих крыльев,…
Рис. 4.22.6. сбоку каждой фары
Рис. 4.22.Б. Рельсы бампера крепятся двумя болтами под каждой фарой…
Рис. 4.22.D…и по болту под каждым фланцем
Рис. 4.22, д. Откручиваем болты крепления бампера
Рис. 4.2Б, а. Отсоединяем шланги расширительного бачка,…
Рис. 4.26.6. отвинтить крепежные винты…
Рис. 4,26 дюйма.. и отсоедините разъем датчика низкого уровня
29 Отсоедините вакуумные шланги от клапана прокачки адсорбера и отсоедините шланг от вакуумного усилителя тормозов (рис. 4.29, а-б).
30 На автомобилях с автоматической коробкой передач отсоедините электрический разъем от переключателя пониженной передачи.
31 На автомобилях с левым рулем снимите BEU двигателя (электронный блок управления) с левой стороны моторного отсека (см главу 4A). Для этого откручиваем крепления на крышке корпуса БЭУ и отсоединяем кронштейны и электропроводку. На всех автомобилях при необходимости отсоедините жгут проводов двигателя. Ослабьте винт провода заземления.
32 Снимите выпускные шланги картера и воздухозаборный канал корпуса дроссельной заслонки и клапанную крышку (рис. 4.32).
33 Ослабьте хомуты и отсоедините шланги отопителя от нижней трубы и выпускного патрубка охлаждающей жидкости в задней части головки блока цилиндров.
34 Отсоедините проводку от датчика спидометра с левой стороны коробки передач.
35 На автомобилях с механической коробкой передач отсоедините проводку от выключателя стоп-сигнала с левой стороны коробки передач.
36 Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов, как описано в главе 2A.
37 Откручиваем крепления разъема компрессора
кондиционер к двигателю (см главу 3). Привяжите компрессор к чему-нибудь, чтобы не сломать шланги.
Внимание: Не отсоединяйте линии от компрессора.
38 Отверните крепления насоса ГУР к кронштейну и привяжите насос к чему-либо (рис. 4.38, а — г). Не отсоединяйте трубопровод от насоса.
39 Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора (см главу 4B).
40 Снимите крепления теплозащитного экрана с правой опоры двигателя. Ослабьте верхние гайки на левой и правой опорах двигателя. Верните болты и отсоедините кабель массы от правой опоры двигателя.
41 Снимите стартер, как описано в главе 5A.
42 На автомобилях с автоматической коробкой передач отверните 3 гайки крепления гидротрансформатора через отверстие стартера. Чтобы снять 3 гайки, поверните коленчатый вал двигателя на болте центрального шкива. Чтобы планшайба не проворачивалась при ослаблении гаек, можно удерживать коленчатый вал за центральный болт шкива или удерживать маховик за зубчатый венец с помощью отвертки.
43 Наметьте опоры двигателя на подрамнике. Ослабьте нижние гайки на несколько оборотов.
44 Установите подъемник или подъемники сверху двигателя. Поднимите силовой блок (двигатель и коробка передач как единое целое), чтобы разгрузить крепления.
45 Снимите болты, крепящие коробку передач к двигателю, и опустите двигатель на место. Пока не выкручивайте болт полностью.
46 Поднимите переднюю часть редуктора на тележку.
47 Выверните последний болт, убедитесь, что ничто не помешает снятию двигателя, и поднимите двигатель подъемником (рис. 4.47). На автомобилях с автоматической коробкой передач убедитесь, что гидротрансформатор остается на месте в коробке передач, когда двигатель снят. Чтобы преобразователь крутящего момента не упал, прикрутите стальную полосу через фланец коробки передач двумя болтами.
48 Если направляющие «проскальзывают» в свои отверстия, снимите их, чтобы не потерять. При необходимости снимите промежуточную пластину за двигателем.
49 На автомобилях с механической коробкой передач выключите сцепление, как описано в главе 6.
Рис. 4.29.а. Отсоедините шланг от клапана продувки адсорбера…
Рис. 4.29.6. и отсоединяем шланг от ввку-умного усилителя тормозов
Рис. 4.32. Снимите воздухозаборный патрубок корпуса дроссельной заслонки
Рис. 4.38.8. Ослабьте винты…
Рис. 4.38.6. и снимите шкивы насоса гидроусилителя руля
Рис. 4.30.Б. Ослабьте болты.,
Рис. 4.38.D. и снимите насос с опоры
Рис. 4.47. Выньте двигатель из моторного отсека
Установка бензиновых двигателей
50 Установите в порядке, обратном снятию. На автомобилях с механической коробкой передач нанесите небольшое количество высокотемпературной смазки на шлицы входного вала. Слегка смажьте им выжимной подшипник, но не смазывайте направляющую втулку.
На автомобилях с автоматической коробкой передач проверьте правильность установки гидротрансформатора, измерив расстояние от сопрягаемой поверхности фланца трансмиссии до гидротрансформатора. Он должен быть около 23,0 мм. Если он всего 13 мм, то гидротрансформатор не установлен на свое место.
Убедитесь, что двигатель надежно закреплен, и затяните крепежные болты и гайки с указанным моментом. Установить и при необходимости настроить все снятые вами элементы и системы, как описано в соответствующих главах данного руководства. Убедитесь, что все подключено к двигателю, долейте масло и охлаждающую жидкость (см главу 1 А).
Рис. 4.76. Снимите задний воздухозаборник за двигателем
Рис. 4.ВО. Отверните 5 болтов крепления и снимите кронштейн топливного фильтра
Разборка дизельных двигателей
51 Выберите твердую ровную площадку и ведите машину туда. Учтите тот факт, что вам придется ходить вокруг машины, поэтому вокруг машины должен быть просвет.
52 Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора
Примечание: Если ваш автомобиль оснащен магнитолой с секретным кодом, убедитесь, что вы знаете этот код, прежде чем отсоединять клемму аккумулятора.
53 Включите стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля и установите его на домкраты (см. «Поднятие и установка автомобиля на домкраты»).
54 Снимите защиту двигателя.
55 Снимите верхнюю крышку двигателя.
56 Снимите передний бампер, как описано в главе 11.
57 Обратитесь к информации в Главе 1 A и выполните следующие действия:
[а] Если вы планируете разбирать двигатель, слейте масло.
б) Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Заглушка расположена на передней левой стороне радиатора. Остатки охлаждающей жидкости можно слить, сняв крышку термостата.
58 Отсоедините нижний шланг радиатора.
59 На автомобилях с электровентилятором отсоедините электрический разъем от термовыключателя в нижней левой части радиатора.
60 На автомобилях с автоматической коробкой передач поместите подходящую емкость и отсоедините трубопроводы автоматической коробки передач от передней обшивки кузова. Закройте отверстия трубок.
61 Ослабьте хомут и отсоедините впускной воздуховод промежуточного охладителя в нижней левой части переднего молдинга кузова.
62 Ослабьте хомут и отсоедините воздуховод турбонагнетателя в нижней правой части передней облицовки кузова.
63 Открутите винты и снимите воздуховод, идущий к воздуховоду воздушного фильтра с передней обшивки,
64 Снимите воздушный фильтр, как описано в главе 4B.
65 Отсоедините жгут проводов от фар и электродвигателей регулировки высоты фар.
66 Снимите передние указатели поворота, как описано в главе 12, параграф 7.
67 Ослабьте хомут и отсоедините верхний шланг радиатора.
68 Снимите воздуховод и шланг с левой стороны двигателя. Для этого откручиваем болт и ослабляем хомуты.
69 Отсоедините переднюю часть троса открывания капота от задней части крыла со стороны водителя.
70 Снимите крышку бачка гидроусилителя руля.
71 В левом переднем углу моторного отсека снимите кожух и отсоедините 5 электрических разъемов (рис. 4.20).
72 Отсоедините проводку сигнализации от верхней левой части передней отделки кузова.
73 Отсоедините сигнальную проводку.
74 На автомобилях с кондиционером отсоедините конденсатор кондиционера от передней облицовки. Для этого надавите на выступы на шпильках крепления, снимите пальцы со скоб с обеих сторон конденсатора и отсоедините две половины скоб друг от друга (рис. 4.17, а).
Отверните винты и снимите резиновые пластины с обеих сторон конденсатора (рис. 4.17,6). При снятии конденсатора отсоедините электрический разъем от датчика давления (выключателя).
Отсоедините разъем датчика низкого давления и отсоедините разъем электромагнитной муфты под передней обшивкой кузова. Поднимите конденсатор с кронштейна, поверните его в сторону и привяжите к чему-нибудь в стороне.
Внимание: Не отсоединяйте трубопровод кондиционера от конденсатора.
75 Снимите крепежные болты передней панели, по одному спереди/сверху каждого крыла и по одному сбоку каждой фары. Отверните по 3 болта с каждой стороны, удерживающих бампер под каждой фарой, и отсоедините их от крыльев. Выверните болты, которыми передняя обшивка крепится к кузову. Вместе с помощником пройдите вперед и закрепите переднюю облицовку (рис. 4.22.а — д)
76 Ослабьте хомуты и снимите задний воздухозаборник за двигателем. При необходимости отсоедините электрические разъемы от датчиков (рис. 4.76). Ослабьте фиксирующую гайку.
77 Отсоедините проводку и шланги от электромагнитного клапана управления давлением наддувочного воздуха на всех двигателях, кроме двигателей AJM и ATJ. При необходимости отверните болты и снимите клапан.
78 Ослабьте хомуты и отсоедините шланги от расширительного бака. Отверните крепления бачка и отсоедините электрический разъем от датчика низкого уровня охлаждающей жидкости (рис. 4.26.3 б).
79 Отсоедините шланги подачи и возврата топлива в бак от крышки топливного фильтра с левой стороны двигателя.
80 На двигателях AJM и ATJ снимите элемент топливного фильтра, как описано в главе 1B. Отверните 5 крепежных болтов и снимите опору топливного фильтра с блока цилиндров/головки цилиндров (рис. 4.80).
81 Отсоедините электрические разъемы от датчика положения распределительного вала на двигателях AJM и ATJ или от датчика подъема иглы форсунки на других двигателях. Отсоедините электрический разъем датчика частоты вращения коленчатого вала на моторном щитке (рис. 4.81).
82 На двигателях AJM и ATJ шланги отопителя имеют защелки сзади и слева от головки блока цилиндров.
Отсоедините шланги. На всех остальных двигателях шланги имеют обычные хомуты.
83 Отсоедините вакуумный шланг от моторного отсека.
84 Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов, как описано в главе 2B. Снимите вискомуфту, как описано в главе 3.
85 Отсоедините компрессор кондиционера от двигателя (см главу 3). Привяжите компрессор к чему-нибудь, чтобы не сломать шланги.
Внимание: Не отсоединяйте линии от компрессора.
86 Снимите стартер и отсоедините его проводку, как описано в главе 5А.
87 Отсоедините электрический разъем свечей накаливания дизеля и разъем датчика температуры охлаждающей жидкости в задней части головки блока цилиндров (рис. 4.87, а, б).
88 Отсоедините электрические разъемы следующих элементов:
а) Датчик давления наддува.
б) Датчик температуры топлива (только для двигателей AJM и A TJ) — с левой стороны головки блока цилиндров, в линии слива топлива.
в) Генератор (см главу 5А).
г) Насосы-форсунки (AJM и ATJ) — в задней части головки блока цилиндров (рис. 4.88).
e) Датчик давления масла – перед масляным фильтром.
e) Свечи накаливания (см главу 5B).
ж) Датчик температуры/уровня масла (если есть) — в картере двигателя.
h) Датчик подъема иглы форсунки (на всех двигателях, кроме AJM nATJ).
i) ТНВД (на всех двигателях, кроме AJM и ATJ).
89 Отсоедините жгут двигателя от всех креплений и отложите в сторону. Запомните, как проходит турникет.
90 Справа от двигателя отверните болты и снимите электромагнитный клапан управления давлением воздуха и матовый кронштейн вакуумного ресивера (при наличии). Не отсоединяйте вакуумные шланги (рис. 4.90).
91 На двигателях AJM и ATJ отсоедините впускной и выпускной шланги охлаждающей жидкости от насоса и радиатора перед правой колесной аркой. Отсоедините шланг от крышки термостата.
Ослабьте хомут и отсоедините шланг системы охлаждения топлива, установленный между запорным клапаном и двигателем. Отсоедините шланги от аксессуаров. Теперь отложите шланги системы охлаждения в сторону, чтобы они не мешали снятию двигателя (рис. 4.91, а, б).
Рис. 4.81. Отсоедините электрические разъемы датчика положения распределительного вала и датчика частоты вращения коленчатого вала на перегородке двигателя (двигатели AJM и ATJ)
Рис. 4.87, а. Отсоедините свечу накаливания от дизельного двигателя…
Рис. 4.87.6. и разъем управления датчиком температуры охлаждающей жидкости сзади
Рис. 4,8 В. Снимите крышку и отсоедините разъем свечи накаливания дизельного двигателя (двигатели AJM и ATJ)
Рис. 4.90. Выверните болты и снимите электромагнитный клапан управления давлением наддувочного воздуха и вакуумный ресивер [при наличии] с кронштейна
92 Отверните 3 болта и снимите шкив насоса гидроусилителя руля. Отверните крепления насоса гидроусилителя руля и привяжите их к чему-либо (рис. 4.38, ад). Не отсоединяйте трубопровод от насоса.
93 Отверните гайки крепления турбокомпрессора к каталитическому нейтрализатору. Отсоедините переднюю трубу глушителя и каталитический нейтрализатор от турбонагнетателя. На двигателях AJM и ATJ авторы считают более удобным полностью снять турбокомпрессор, как описано в главе 4B.
94 Отверните крепление троса массы к правой опоре двигателя (рис. 4.94).
95 При необходимости снимите кронштейн турбонагнетателя с правого кронштейна.
96 На автомобилях с автоматической коробкой передач отверните 3 гайки крепления гидротрансформатора через отверстие стартера. Чтобы снять 3 гайки, поверните коленчатый вал двигателя на болте центрального шкива. Чтобы планшайба не проворачивалась при ослаблении гаек, можно удерживать коленчатый вал за центральный болт шкива или удерживать маховик за зубчатый венец с помощью отвертки.
97 На автомобилях с автоматической коробкой передач отвинтите кронштейн трубки с левой стороны двигателя.
98 Снимите верхние гайки с опор двигателя. Ослабьте нижние гайки на несколько оборотов.
99 Установите лебедку или лебедку сверху двигателя. Поднимите силовой блок (двигатель и коробка передач как единое целое), чтобы разгрузить крепления.
100 Снимите болты, которыми коробка передач крепится к двигателю, и опустите двигатель на место. Пока не выкручивайте болт полностью.
101 Поднимите переднюю часть редуктора на тележку.
102 Удалите последний винт, убедитесь, что снятию двигателя ничего не препятствует, и поднимите двигатель на подъемник. На автомобилях с автоматической коробкой передач убедитесь, что гидротрансформатор остается на месте в коробке передач, когда двигатель снят. Чтобы преобразователь крутящего момента не упал, прикрутите стальную полосу через фланец коробки передач двумя болтами.
103 Если направляющие «защелкиваются» в своих отверстиях, вытащите их. Не потерять. При необходимости снимите промежуточную пластину за двигателем.
104 На автомобилях с механической коробкой передач выключите сцепление, как описано в главе 6.
Установка дизельных двигателей
105 Установите в порядке, обратном снятию. На автомобилях с механической коробкой передач нанесите небольшое количество высокотемпературной смазки на шлицы входного вала. Слегка смажьте им выжимной подшипник, но не смазывайте направляющую втулку.
На автомобилях с автоматической коробкой передач проверьте правильность установки гидротрансформатора, измерив расстояние от сопрягаемой поверхности фланца трансмиссии до гидротрансформатора. Он должен быть около 23,0 мм. Если он всего 13 мм, то гидротрансформатор не установлен на свое место.
Убедитесь, что двигатель надежно закреплен, и затяните крепежные болты и гайки с правильным моментом. Установите и при необходимости отрегулируйте все снятые вами элементы и системы, как описано в соответствующих главах данного руководства).
Рис. 4.91, а. Отсоедините шланги системы охлаждения топлива…
Рис. 4.91.6. …и обратный клапан
Рис. 4.94. Отсоедините провод заземления