Смазка литол 24

Внешне смазка Литол 24 представляет собой гомогенную мазь от светло-желтого до коричневого цвета (в зависимости от производителя и используемого базового масла). Проводится по ГОСТ 21150-87. По его словам, это многоцелевая, водостойкая, антифрикционная смазка, предназначенная для использования в узлах трения колесных и гусеничных машин, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения, работающих при температуре от -40°С до плюс 120°С. °С (кратковременно до +130°С).
Смазка «Литол 24» изготавливается путем загущения смеси минеральных масел техническим литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты с добавлением присадок (антиоксидантной и вязкостной).

Смазка Литол разработана в 70-х годах 20 века в Центральном институте авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ). Он заменил такие материалы, как ЦИАТИМ-201, 202 и 203.

Внешне Литол представляет собой однородную мазь. В зависимости от производителя и используемого сырья его цвет может варьироваться от светло-желтого до коричневого, в зависимости от производителя. Материал изготавливается по ГОСТ-21150-87.

По составу Литол — один из самых простых жиров. Основано на минеральном базовом масле, загущенном литиевым мылом, с добавлением вязкостных присадок и антиоксидантов.

Не стоит покупать литолы синего, зеленого и других оттенков. Скорее всего, они изготовлены из некачественного сырья по спецификациям. Как было сказано выше, жир по ГОСТу имеет цвет от светло-желтого до коричневого.

Внешний вид и цвет

Смазочные материалы на основе литиевого мыла бывают разных цветов. Этот параметр зависит от добавок и красителей, вводимых производителем. Автовладельцы упоминают белый и бордовый (вишневый), синий и зеленый литол. Однако по стандарту спектр его оттенков янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.

Нехарактерный цвет должен вас насторожить: либо перед вами нет Литола, либо его состав не соответствует нормам.

В СССР жир был прозрачным. Изменение и добавление компонентов влияет на эту особенность — материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может варьироваться у разных производителей, но не влияет на свойства продукта.

Консистенция

Смазки семейства литолов однородны, густы.

Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.

Содержимое упаковки похоже на густую мазь и похоже на вазелин или вареную сгущенку. Оригинальный Литол имеет вязкостные характеристики, стремящиеся к 3 классу по NLGI.

Состав

Смазка литол 24
Автомобильная смазка Литол 24 представлена ​​на рынке не одно десятилетие, начиная с 70-х годов 20 века. Его активно используют не только автомобилисты, но и электротехники, а также специалисты по ремонту поездов, различных производственных предприятий, кораблей и прочего.

Литол 24 по составу очень простая (во многом благодаря этому и недорогая) смазка, состоящая из пары компонентов. Основу состава составляет машинное масло, в которое в качестве загустителя добавлено литиевое мыло. В смазке Литол 24 могут использоваться всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, выпускающего продукт. Загуститель позволяет придать необходимую вязкость вещества, чтобы оно было удобно в использовании и не «сползало» с деталей в процессе эксплуатации.

Особенности продукта

Чтобы автомобиль работал долго и не доставлял особых проблем, отдельные детали требуют регулярной смазки. Именно по этой причине обязательно следует ознакомиться со всеми техническими характеристиками Литол 24. Программа выпуска смазки описана в ГОСТ 21150 87. Она универсальна, применяется во многих сферах деятельности. Литол обладает водостойкостью, антифрикционным действием. Обычно используется для обработки узлов, где необходимо избежать трения.

Смазка литол 24

Литол 24 используется не только для транспортных средств. Часто смазку используют в промышленных целях, судовых установках. Доказано, что он сохраняет свои высокие технические характеристики при температуре от -40 до +120 градусов. Литол 24 производится путем сгущения. В состав входят минеральное масло, литиевое мыло, а также ряд дополнительных присадок, защищающих от окисления.

При выборе Литол 24 обратите внимание на цвет смазки. Качественный продукт имеет желтый или светло-коричневый оттенок. Настоятельно рекомендуем отказаться от покупки смазки красного, синего, зеленого или других цветов.

Свойства смазки

Литол 24 – популярная смазка, которую активно используют многие автовладельцы. Избегайте нежелательного трения. Эта жидкость обладает следующими свойствами:

  • Помогает защитить детали от чрезмерной коррозии. Смазка также останавливает процесс нежелательного окисления металлических поверхностей.
  • В составе смазки нет жидкости.
  • Установлено, что свойства Литол 24 не изменяются под воздействием горячей воды.
  • Со временем жир начинает густеть.
  • Снижает нагрузку на отдельные элементы при трении, предотвращает преждевременный износ.

Обратите внимание, что каждый производитель может добавлять в Литол 24 индивидуальные присадки. Именно по этой причине свойства жидкости могут быть разными.

Преимущества и недостатки

Смазка применяется в различных сферах, поэтому не лишним будет ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что композиции уже почти сто лет.

ПреимуществаДефекты
  1. Доступная цена и широкое распространение.
  2. Химическая и механическая стабильность: материал чувствует себя в безопасности в любых условиях.
  3. Влагонейтральность — невосприимчивость даже к кипящей воде.
  4. Отличная адгезия: она остается на любом месте.
  5. Нулевая электропроводность: используется при обслуживании трущихся частей электрооборудования.
  6. Независимость от температурных колебаний: характеристики характеристик сохраняются в холодном и жарком климате.
Отсутствие в составе присадок, повышающих износостойкость деталей. Для сравнения: трансмиссионное масло ТМ5-18 имеет индекс отрыва 58, Литола-24 – 28. Заниженные показатели при сварочных нагрузках Материал горюч, что требует надлежащих условий хранения.

К отрицательным моментам можно отнести то, что смазка задерживает абразивные частицы и плохо отводит тепло от трущихся элементов механизма. Поэтому во избежание преждевременного износа деталей замена смазки должна производиться точно по установленным нормам.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол был изобретен почти полвека назад), производители смазочных материалов активно выпускают этот состав. На российском рынке представлено множество брендов.

МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК
КВАЛИФИКАЦИЯЗАПРОС
Литол-24Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава этого типа. Эта бордовая или коричневая мазь является самой популярной среди российских автомобилистов.
№ 158Литиевая смазка для подшипников. Формула синего цвета содержит антиоксидантные и противоизносные присадки. Он размещен на игольчатых подшипниках карданного вала. Вы можете заменить «Литол 24», но у вас вдвое меньше ресурса. При эксплуатации в сильный мороз вязкость значительно возрастает. Это единственное ограничение.
Фиол-3Этот зеленый продукт по составу очень похож на Литол 24, поэтому смазки можно смешивать.
Фиол-1У него очень гладкая текстура. Аналогичен «Литолу 24», но имеет меньшую вязкость и механическую стойкость. Главное преимущество в том, что он сохраняет рабочие свойства при низких температурах.
Фиол-2По эксплуатационным параметрам занимает промежуточное положение между Фиол-1 и Фиол-3.
Фиол-2МСеребристо-черная мазь. Содержит наполнитель — дисульфид молибдена и клеящую добавку.
ЛСК-15Незаменимая смазка на литиевой основе с антиокислительной присадкой. Идеально подходит для консервационных механизмов. Допускается смешивание с «Литолом 24» и фиалками.
ЦИАТИМ-201Состав желтый или светло-коричневый. Долгие годы он оставался в СССР основным смазочным материалом для регионов с низкими температурами. Основная сфера применения — узлы с небольшой нагрузкой.
ЛЗ-31Стабильная литиевая смазка для подшипников качения. Он помещается в подшипник сцепления некоторых моделей. Он отличается от других литолов слабой водостойкостью, так как изготавливается из сложных эфиров, а не из нефтяных масел.

Область применения

Литол-24 используется в большинстве стран СНГ. Применяется в качестве антифрикционной смазки для узлов трения, работающих при малых и средних нагрузках и скоростях.

Благодаря высокой адгезии, стабильности и устойчивости к вымыванию водой смазка обладает длительным действием и используется в закрытых механизмах как антифрикционный материал и одновременно как уплотнительный материал на протяжении всего срока службы.

Раньше смазка также использовалась в качестве консерванта для металлических деталей, но сегодня для этих целей выпускается аналогичный состав Литол-24РК с антикоррозийной добавкой.

На сегодняшний день Литол-24 является одним из самых популярных смазочных материалов в Российской Федерации. Смазка поставляется на АвтоВАЗ и является основным смазочным продуктом для агрегатов трансмиссии отечественных автомобилей. Используется для сельскохозяйственной и специализированной техники, предусмотрен технологической документацией большинства компаний.

Продукт используется в таких отраслях, как:

  • автомобильная промышленность;
  • воздушный и железнодорожный транспорт;
  • строительство станков;
  • объем технического обслуживания;
  • производство и ремонт спецтехники и электроинструмента.

Смазка литол 24

В различном оборудовании смазочный продукт используется для подшипников качения и скольжения всех видов, подшипников вращения, зубчатых передач, червячных передач и цепей.

Литол-24 широко используется в автомастерских. Благодаря относительно невысокой стоимости и высокому качеству он пользуется большой популярностью у автомобилистов.

Как правильно и безопасно применять

  1. Хотя смазка считается малоопасной, ее следует использовать со средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
  2. Жир можно сжечь! Литол 24 мерцает при температуре +183 градуса в закрытой таре. В открытой таре температура вспышки +199 градусов. Диапазон температур воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть литол нельзя оставлять на плитах, в ванной рядом с плитой, на электронагревателях.
  3. При воспламенении смазки Литол 24, как и любое другое твердое, пластичное или жидкое вещество, можно потушить пеной. На огнетушителях имеется надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она закроет пламя. Но горящую нефть нельзя потушить водой, потому что нефть поднимется над водой из-за меньшей плотности и продолжит гореть.
  4. При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение необходимо оборудовать приточно-вытяжной вытяжкой.
  5. Литол 24 не проводит электричество.

По безопасности Литол относится к 4 классу. Это означает, что данная смазка безвредна для окружающей среды и для человека. Но тем не менее при работе с ним необходимо соблюдать действующие требования по охране труда на предприятиях. Помещения, в которых проводятся работы со смазкой, должны иметь приточно-вытяжную систему вентиляции.

Нельзя забывать, что Литол-24 легко воспламеняется. Температура вспышки в открытом состоянии +199 °С, в закрытом — +183 °С. В случае пожара тушение можно производить пенами ПО-3А или ПО-1Д, а также распылением воды.

Литол-24 широко применяется в промышленности, автомобилях и даже в быту. В некоторых герметичных подшипниках он ставится на весь срок службы узла. Смазка более востребована при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, узлов трения электрических машин и промышленных механизмов, деталей автомобилей и оборудования, зубчатых передач, шарниров и т д

В автомобилях Литол используется для обслуживания следующих узлов:

  • Осей
  • Оси
  • Подшипники скольжения
  • Петли
  • Кабели управления в оболочке
  • Пазовые соединения
  • Шарниры подвески и рулевого управления, оборудованные точками смазки
  • Подшипники вала распределителя зажигания октан-корректора
  • Подшипники стартера и генератора
  • Подшипники промежуточной опоры карданного вала
  • Фиксированные подшипники вала
  • Регулируемые ступичные подшипники и т д

В каких узлах нельзя применять

Данную смазку нельзя использовать для смазки ШРУСов в гранатах, в гомокинетических шарнирах. Для ШРУСов следует использовать молибденовую смазку, а не литиевую. Циатим 201 также относится к литиевым жирам, а Циатим 221 относится к кальциевым.

Литол 24 также нельзя использовать для консервации. В этом случае нужно использовать его подвид, то есть Литол 24 РК.

Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать

  • регулируемые ступичные подшипники;
  • нерегулируемые подшипники полуоси;
  • карданные промежуточные подшипники;
  • подшипники в генераторе;
  • подшипники стартера;
  • подшипники вала октан-корректора распределителя зажигания;
  • шарниры рулевого управления и подвески с пресс-масленками;
  • щелевые пары;
  • кабели;
  • подшипники скольжения;
  • оси;
  • валки;
  • пыльники;
  • винты и гайки.

На переднеприводных автомобилях смазывают пыльники, они полностью забиты этой смазкой.

На заднеприводных автомобилях эта смазка используется для смазывания крестовины кардана.

Почему нельзя применять Литол-24 в современных автомобилях

Вопреки распространенному мифу об универсальности и качестве этой смазки, а, следовательно, и неограниченном ее использовании автомобилистами, хочу предупредить об опасности слепого доверия к советской марке.

В первую очередь очевидно, что смазка, американский прототип которой был разработан уже в 1942 году и попал к нам с опозданием из-за холодной войны — только в 70-е годы, не может быть пригоден для выполнения большинства задач в большинстве узлов современных автомобилей.

Во-вторых, для организации производства этой смазки в подвале вряд ли потребуется потратить больше денег, чем для организации производства сгоревшего антифриза. Просто погуглите, чтобы найти полный список необходимого оборудования (2 позиции) и необходимых ингредиентов (3-4 позиции).

Все это есть в свободном доступе за не очень большие деньги. Естественно, что от большинства мелких производителей трудно ожидать высокого качества продукции или хотя бы минимального соответствия спецификациям, ведь для проверок трейдеру придется дополнительно приобретать лабораторное оборудование, что очень дорого.

Смазки подвального изготовления, как правило, не отвечают даже элементарным требованиям. Они быстро высыхают, ржавеют, выделяют масло, что сразу выводит узел из строя.

Какой расход Литола?

Согласно инструкции Минтранса России, нормативный расход жиров для легковых автомобилей составляет 0,1 кг на 100 литров топлива.

Более подробные рекомендации для отечественных автомобилей до начала 90-х указывались на химико-картах. Например, в передний ступичный подшипник ВАЗ-2105 помещается 65 г Литола, в каждый шарнир рулевой тяги — по 15 г и т д. Теперь производители не обязаны делать такие карты, и часто нет информации о расходе топлива.

Автомобиль, сошедший с конвейера, работает на заводских смазках до 30-40 тыс км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуется их полная замена или восполнение образовавшегося объема.

Количество Литола для заливки в подшипники можно рассчитать самостоятельно по формуле:

В=Д*В*0,5

где V – объем смазки (мл), D и B – наружный диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.

Или рассчитать примерно по таблице:

КвалификацияЗначение скорости (по типу подшипника)Объем смазки
ПодшипникИгольчатый, сферический, конический роликовый, радиальныйРолик
ЛВ (очень низкий)90%
Л (низкий)75%
М (средний)пятьдесят%
Н (высокий)≥210 000≥270 000тридцать%
ВГ (очень высокий)двадцать%
ES (чрезвычайно высокий)≥700 000пятнадцать%

В целом автовладельцы и мастера на форумах и сайтах отзывов отмечают экономичный расход смазки Литол 24.

Инструменты для использования

Для удобства обработки узлов трения смазкой Литол-24 предусмотрены специальные приспособления (нагнетатели) и подходящий для них формат упаковки – туба (картридж, патрон, «картридж»).

Основными приспособлениями для использования таких туб являются механические и пневматические шприцы винтового, рычажного и пистолетного типа. Можно использовать медицинские шприцы разных размеров и пустые пистолеты для герметика. Они заполняются вручную.

Когда нужно менять литиевую смазку для подшипников

Литолы обладают высокой механической, химической и температурной стабильностью. Срок полезного использования часто превышает время выработки ресурса узлов, в которые помещается данный смазочный состав. Однако за состоянием литиевой смазки следует следить, чтобы при необходимости ее можно было заменить.

Иногда необходимо дополнить объем смазочным составом. Например, при превышении порога точки каплепадения литиевая смазка плавится и становится жидкой. Смазка просто вытекает из подшипника. В этом случае узел быстро изнашивается и может разрушиться. Необходимо срочно нанести состав на подшипник.

В каких случаях необходимо менять литол? Это может быть связано как с потерей или ухудшением эксплуатационных свойств литиевой смазки, так и с попаданием в нее посторонних частиц. Например, в подшипник может попасть грязь или продукты разрушения от других деталей.

Меры предосторожности

Литол-24 относится к 4 классу по ГОСТ 12.1.007 – малоопасн и не выделяет токсичных веществ. При этом состав горюч. Во время работы с ним необходимо соблюдать ряд требований безопасности и мер предосторожности:

  1. Обеспечить хорошую вентиляцию (приточно-вытяжную) в рабочих и складских помещениях, избегать контакта с открытым огнем, курения, наземного оборудования.
  2. Не допускать попадания жира в бытовую канализацию, ливневые стоки, открытые водоемы.
  3. При работе со средством использовать средства индивидуальной защиты (маску, перчатки) и соблюдать правила гигиены: после контакта со смазкой вымыть руки водой с мылом, при попадании на слизистые оболочки (в том числе в глаза) промыть теплой водой с мылом.
  4. При пожаре тушить пеной на основе ПО-1Д, ПО-ЗА, разбрызгиваемой водой.

Фасовка и хранение

Литол-24 упаковывают в пластиковую, металлическую тару и в барабаны, наполненные картоном. Стандартный объем тары: ведра по 18 кг и бочки по 180 литров. Кроме того, смазку обычно упаковывают в герметичные пластиковые контейнеры вместимостью 0,9, 2,2 и 10 кг.

Держите материал вдали от источников открытого огня и нагревательных приборов. Срок полезного использования, заявленный производителем, составляет 5 лет.

Помещение, в котором хранится смазка, должно быть прохладным и сухим, хорошо проветриваемым, вдали от открытого огня и защищенным от атмосферных осадков. ГСМ предпочтительно оставлять в оригинальной таре, но при необходимости их можно перелить в стеклянную или полимерную тару с плотно закрывающейся крышкой.

Литол-24 нельзя хранить вблизи кислот, сжатых и сжиженных газов, в том числе кислорода и других окислителей, а также взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ.

Для перевозки подходят температурные условия от -40˚С до +40˚С.

Конкуренты и аналоги Литол-24

Сегодня на рынке представлено множество смазочных материалов, схожих с Литолом по составу и характеристикам. Однако они не всегда выдерживают конкуренцию из-за более высокой стоимости. Использование подобных составов оправдано только улучшенными характеристиками, если техника работает в более жестких условиях или режимах.

EFELE MG-214 — литиевая смазка третьего класса консистенции для универсального применения. По характеристикам имеет схожие с Литолом показатели. Он имеет высокую температуру каплепадения (220°C) и немного более высокую коллоидную стабильность. Основное его преимущество перед отечественным составом — стойкость к вымыванию соленой водой, поэтому МГ-214 в основном заменяет Литол-24 в судостроении.

EFELE MG-213 стал более совершенным аналогом. Состав имеет консистенцию 2, но более широкий диапазон температур применения (-30…+160 °С). В комплекс агентов введена противозадирная присадка, позволяющая улучшить антифрикционные свойства и снизить тепловыделение при трении.

Shell Gadus S2 V100 2 – одна из самых близких смазок по характеристикам и применению к Литолу. Что касается высокой термостойкости, то она превышает всего 10°C. Смазка сочетает в себе лучшие качества Литол-24 и 24РК, так как в ее состав входит и антикоррозионная присадка.

Mobilux EP 3 – позиционируется как универсальная антифрикционная смазка с повышенной защитой от коррозии в воде. Может применяться в коробках передач закрытого типа, однако с экономической точки зрения проигрывает Литолу.

Castrol LM — универсальная литиевая смазка класса консистенции 2. Несмотря на меньшую вязкость, характеризуется более высоким пределом положительной температуры применения до 140 °С. Основным отличием была высокая грузоподъемность и адгезия. Castrol LM используется при более высоких скоростях и ударных нагрузках. В обычных условиях использование этого продукта экономически нецелесообразно.

Texaco Hytex EP 2 LF — многоцелевая высокотемпературная смазка на основе минерального масла и литиевого комплекса. Он в основном используется для обработки подшипников с уплотнениями в течение всего срока их службы. Он хорошо работает в условиях высоких температур и вибраций. По основным характеристикам отличается от Литол-24 более высокой сварочной нагрузкой (2600 Н) и температурой каплепадения (260°С). При этом он может заменить не только литиевые жиры, но и многие аналоги натрия и кальция.

Фиол-1, 2, 3

Фиол-1
Фиол-1 — смазка, аналогичная по составу и характеристикам Литолу-24. Он имеет по сравнению с ним меньшую вязкость и прочность на разрыв, более гладкую консистенцию и более морозоустойчив.

Он используется на смазываемых узлах с пресс-масленками, а также на гибких тросах управления и направляющих сидений.

Фиол-2 – смазка, по составу и характеристикам также схожая с Литолом. В его составе несколько меньше загустителя. По сравнению с Фиол-1 толще.

Применяется в агрегатах, работающих при температуре до +100 °С при воздействии малых и средних нагрузок. Он также используется в станках и конвейерных передачах, маломощных редукторах, подшипниках качения и скольжения.

Фиол 3 — зеленый жир (без красителей — коричневый). Толще, чем предыдущие материалы от этого бренда. Практически идентичен Литолу по свойствам и составу. Обладает более высокой прочностью на разрыв и значительно лучше держится на поверхностях по сравнению с Фиол-2.

Применяется в тех же случаях, что и смазка Фиол-2.

Солидол

СолидолЖ
Водостойкая смазка общего назначения. Обладает очень хорошей устойчивостью к воде. Работает при температуре от -30 °С до +70 °С. Он может быть жирным (загуститель — гидратированное из жирных кислот кальциевое мыло) и синтетическим (загуститель на основе кальциевого мыла, полученного путем синтеза).

Применяется во фрикционных передачах автомобилей, машин, ручного инструмента, тихоходных шестеренчатых редукторах и т.д.

Циатим-201

Ситим-201

Смазка низкой вязкости на нефтяной основе, загущенная литиевым мылом. Работает при температуре от -60 °С до +90 °С. Обладает хорошей электропроводностью.

Широко применяется в автомобильных узлах и механизмах, закрытых механизмах и т.д.

 

Mobil Unirex EP2

Мобильный Юнирекс EP2

Смазка на основе минерального масла, загущенная литиевым комплексом и полимером. Обладает высокой адгезией, не смывается водой, обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Работает при температурах до -50 °С.

Применяется в высоконагруженных узлах автомобилей, машин и оборудования, например в подшипниках качения и скольжения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector