Базовый автобус ПАЗ 3204

ПАЗ-3204
СоздательПавловский автобус
Выпущено, лет2006 — настоящее время
Экземпляры:9188+
Полная масса, т9780
Снаряженная масса, т6010
Максимальная скорость, км/ч95
Класс автобусанебольшой городской высокий этаж
Экологический стандартЕВРО-3 ЕВРО-3.4 ГОСТ Р41.83
Способность
Места для сидениягородской:
17
городские и пригородные:
21
пригород:
25
Номинальная вместимость (5 чел/м²)городской:
53
городские и пригородные:
50
пригород:
43
Габаритные размеры
Длина, мм7600
Ширина, мм2410
Высота потолка, мм2880
Глубина, мм3800
Гостиная
Количество пассажирских дверейдва
Формула ворот2+1
Мотор
Инженерная модельCummins 4ISBe 185-B Cummins ISF3.8s3168 ЗМЗ 5234.10
Система снабжениядизельный карбюратор
Тип топливадизель бензин
Количество цилиндров4 4 8
Расположение цилиндровряд
Мощность, лошадиные силы104,2
Крутящий момент, Нм550 592 314
Объем, см³4500 3760 4670
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км16,3
Передача инфекции
Модель коробки передачС5-42
Тип коробки передачмеханический, автоматический
Количество передач5
ПАЗ-3204 на Викискладе

ПАЗ-3204 перед Башней «Лидер» в Санкт-Петербурге (1 января 2020 г)

ПАЗ-3204

— Российский высокопольный автобус малого класса производства объединения «Павловский автобус» предназначен для замены классической модели ПАЗ-3205, серийно выпускаемой с 1989 года.

Впервые модель была представлена ​​в 2006 году. Это автобус, аналогичный по размерам ПАЗ-3205, но с современной отделкой и комфортным салоном. Мелкосерийное производство началось в 2007 году. Первая версия с пневматической подвеской имела проблемы с надежностью конструкции [1] и оставалась редкостью. Всего по состоянию на август 2020 года произведено не менее 9 188 экземпляров, из которых не менее 224 уже списаны.

В марте 2009 года ПАЗ обновил модель 3204 с модели 2006. Несколько упрощена конструкция автобуса. С тех пор он получил обозначение ПАЗ-320402-03, пневмоподвеска уступила место рессорной, автобус претерпел фейслифтинг — получил новые фары и окна с резиновыми уплотнителями вместо современных клееных. Кроме того, дверь переднего пассажира переместили ближе к передней оси автобуса и подняли уровень пола[2]. Автобус стал выпускаться с несколькими вариантами оформления салона:

  • город (17 мест, общая вместимость — 53 чел.)
  • городской и пригородный (21 место, общая вместимость — 50 чел.)
  • пригородный (25 мест, общая вместимость — 43 чел.)

Автобус имеет модификации:

  • ПАЗ-320401

Построено 9 автобусов этой модификации, которые эксплуатируются (эксплуатировались) в Набережных Челнах, Брянске, Санкт-Петербурге и Твери

  • ПАЗ-320401-01
  • ПАЗ-320401-03
  • ПАЗ-320402
  • ПАЗ-320402-01
  • ПАЗ-320402-03
    — с двигателем Камминз
  • ПАЗ-320402-04
    — двигатель ЯМЗ-534[3]
  • ПАЗ-320402-05
  • ПАЗ-320402-05 (2Э, 2Р, 2Ф)
  • ПАЗ-320402-07
  • ПАЗ-320302-08
    — двигатель ЗМЗ [4]
  • ПАЗ-320402-14
  • МИР-320403-01
    — на шасси Tata с откидными дверями
  • ПАЗ-320405-04 «Вектор Next» (5П, 5С)
    — на шасси ГАЗ-С40Р13
  • ПАЗ-320412-03
    — удлиненный с двигателем Cummins мощностью 185 л.с. (городской, пригородный, междугородний)
  • МИР-320412-05
  • ПАЗ-320412-05 «Вектор»
  • ПАЗ-320412-10
    — расширенный газовый баллон, двигатель Cummins ISB 5.9 G195
  • ПАЗ-320412-10 «Вектор»
  • ПАЗ-320412-14
  • ПАЗ-320414
    — с двустворчатой ​​дверью
  • МИР-320414-04
  • МИР-320414-05
  • ПАЗ-320435-04 «Вектор Next» (НС)
    — на шасси ГАЗ-С40Р13 с низкопольной задней частью
  • ПАЗ-320470
  • ПАЗ-320470-03
    — школа, двигатель Cummins 4ISBe 185-B
  • ПАЗ-320470-05
    — школа, двигатель Cummins ISF3.8s3168
  • ПАЗ-320475-04 «Вектор Next»

Подробное описание, устройство

Автобус ПАЗ-3204 длиной 7,5 м является базовой моделью семейства автобусов ПАЗ, предназначен для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах, а также в сегменте корпоративных перевозок.

Базовый автобус ПАЗ 3204

Автобус ПАЗ-3204. Фото ГАЗ

Современный дизайн, соответствие требованиям экологической безопасности и комфорта пассажиров, простота и удобство эксплуатации удачно сочетаются с эффективными характеристиками, что делает эту модель лидером российского рынка в своем классе.

Топливная аппаратура Bosch Common Rail.

Одна из самых обсуждаемых тем – топливная аппаратура. Двигатели Cummins 4ISBe и 6ISBe оснащены топливной аппаратурой Bosch Common Rail. На этих двигателях модификации Евро-3 стоят форсунки BOSCH с заводскими номерами 4937065 (по Bosch 0445120123)

Эти двигатели имеют ТНВД 5264248, 4988595, 4982057, 3971529.

Топливная рейка (рейка) 3977530, каталожный номер BOSCH 445226042 (0 445 226 042)

Блок управления двигателем (модуль) 4988821/4988820

На двигатели Евро-4 устанавливаются немного другие топливные форсунки и ТНВД, но принцип работы тот же.

Большинство проблем, связанных с топливной системой, возникают из-за некачественного топлива. По многочисленным отзывам и рассказам владельцев, проблемы с выходом из строя ТНВД и форсунок решаются введением жесткого контроля за качеством топлива. Также рекомендуется установить GPS-метки для отслеживания «недобросовестных» водителей, которые сливают качественную солярку и заливают «мусор».

Второй распространенной причиной выхода из строя форсунок и ТНВД является экономия на фильтрующих элементах. Топливный фильтр следует менять не чаще, чем раз в 15 000 км. Мы рекомендуем устанавливать только оригинальные фильтры Fleetguard и не экономить на покупке сомнительных аналогов. Да и экономия получается незначительной, а стоимость замены топливных форсунок и насосов высокого давления оказывается достаточно высокой.

Также установка дополнительного сепаратора Separ 2000/10 поможет защитить топливную систему от воды и грязи в топливе. Он не спасет ваш ДВС, если вы заправитесь топливом очень низкого качества, но этот сепаратор отфильтрует 99% воды и частиц грязи, которые могут попасть в бак.

Признаки неисправной форсунки.

Признаком неисправности форсунки является появление густого черного дыма. Это свидетельствует о «наливной» форсунке или неисправности сразу нескольких форсунок. При появлении черного дыма рекомендуем немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля и провести диагностику топливной аппаратуры. В противном случае из-за переизбытка топлива и связанной с этим очень высокой температуры в камере сгорания поршень может расплавиться, что приведет к необходимости капитального ремонта.

Другими распространенными симптомами неисправной форсунки являются стук в двигателе, плавание двигателя или увеличение оборотов на холостом ходу, снижение мощности и невозможность запуска двигателя, за исключением случаев буксировки.

Вот такие последствия недельной эксплуатации ДВС с заливными форсунками:

Базовый автобус ПАЗ 3204

Результатом такой операции является капитальный ремонт двигателя с заменой всей поршневой группы и гильзы блока цилиндров.

Помимо некачественного топлива, воды и грязи, топливная система может выйти из строя, если в системе есть воздух и предпринимается попытка запуска двигателя «всухую». Элементы топливного насоса смазываются только дизельным топливом, поэтому при наличии воздуха в системе смазка становится недостаточной, увеличивается трение, может образовываться металлическая стружка, забивающая форсунки форсунок.

Одним из самых глупых заблуждений является совет «опытных специалистов» о добавлении моторного масла в дизельное топливо, которое якобы сухое и имеет недостаточные смазывающие свойства. Этот совет не относится к двигателям Cummins и в лучшем случае не принесет вреда. И в большинстве случаев это только ускорит выход из строя топливной системы. Если оно попадет в камеру сгорания, моторное масло будет закоксовываться во время сгорания и образовывать отложения на распылительных головках, что в конечном итоге приведет к залипанию распылительной иглы и поломке форсунки. Затем отремонтируйте форсунку, заменив распылитель или новую форсунку.

Турбина Holset

Турбокомпрессоры Holset HX351W (серийные номера 4043980, 4043982, 4955908) устанавливаются на двигатели Cummins 6ISBe (или как иногда пишется ПТС 61sbe).

По нашему опыту, а также по отзывам владельцев, эти турбины достаточно надежны и неприхотливы в эксплуатации.

Если турбина все же выходит из строя, то, скорее всего, это одна из следующих причин:

  • механическое повреждение;
  • недостаток или недостаток масла;
  • работа в предельных режимах;
  • перегрев;
  • дисбаланс.

Необходимо следить за состоянием турбины, ведь ее выход из строя очень часто может привести к более серьезным поломкам.

В первую очередь неисправная турбина может гонять масло и это может быстро привести к масляному голоданию ДВС. Во-вторых, неисправная турбина может разрушить крыльчатку, осколки которой могут попасть в цилиндры и повредить как поршневую группу, так и плоскость ГБЦ и блока цилиндров.

История создания

Первоначально индекс ПАЗ-3204 был присвоен полноприводной версии автобусов серии ПАЗ-3203 (прототипы ПАЗ-3205). В 1973 г был выпущен единственный опытный образец, успешно прошедший госиспытания и рекомендованный к серийному производству, но он превзошел судьбу всей серии ПАЗ-3204 (образца 1973 г.).

В марте 2009 г. ПАЗ обновил модель 2006 г. Несколько упрощена конструкция автобуса. С тех пор он получил обозначение ПАЗ-320402-03, пневмоподвеска уступила место рессорной, автобус претерпел фейслифтинг — получил новые фары и окна с резиновыми уплотнителями вместо современных клееных. Кроме того, переднюю пассажирскую дверь перенесли ближе к передней оси автобуса, подняли уровень пола. Автобус стал выпускаться с несколькими вариантами оформления салона:

  • городской (17 мест, общая вместимость – 53 чел.);
  • городской и пригородный (21 место, общая вместимость – 50 чел.);
  • пригородный (25 мест, общая вместимость — 43 чел.).

Паз 320402 05: технические характеристики

Технические характеристики автобуса отличаются конструкцией салона и количеством пассажирских мест, моделями двигателей (используются ярославские 150 л.с или немецкие Cummin 168 и 183 л.с.), коробок передач и мостов. Все модели двигателей, устанавливаемых на автобусы, соответствуют нормам Евро 3 или 4. Большинство автобусов комплектуются 5-ступенчатыми механическими коробками передач, но некоторые модификации комплектуются автоматической коробкой передач.

слот 320402 05 технические характеристики

Модификации

Базовый автобус ПАЗ 3204

Автобус ПАЗ-320414-04 Вектор 8.8. Фото РусбизнесАвто

  • ПАЗ-320401
  • ПАЗ-320401-01
  • ПАЗ-320401-03
  • ПАЗ-320402
  • ПАЗ-320402-01
  • ПАЗ-320402-03 — с двигателем Cummins
  • ПАЗ-320402-04 — двигатель ЯМЗ-534
  • ПАЗ-320402-05
  • ПАЗ-320402-05 (2Э, 2Р, 2Ф)
  • ПАЗ-320402-05 (2Ф)
  • ПАЗ-320402-07
  • ПАЗ-320302-08 — двигатель ЗМЗ
  • ПАЗ-320302-11
  • ПАЗ-320302-12
  • ПАЗ-320302-22
  • ПАЗ-320402-14
  • ПАЗ-320403-01 — на шасси Tata со складывающимися дверями
  • ПАЗ-320405-04 «Вектор Некст» (5П, 5С) — на шасси ГАЗ-С40Р13
  • ПАЗ-320412-03 — удлиненный с двигателем Cummins мощностью 185 л.с. (городской, пригородный, междугородний)
  • МИР-320412-05
  • ПАЗ-320412-05 «Вектор»
  • ПАЗ-320412-10 — удлиненный газовый баллон, двигатель Cummins ISB 5.9 G195
  • ПАЗ-320412-10 «Вектор»
  • ПАЗ-320412-14
  • ПАЗ-320414 — с двустворчатой ​​задней дверью
  • ПАЗ-320414-14 «Вектор» (ЭА)
  • МИР-320414-04
  • МИР-320414-05
  • ПАЗ-320435-04 «Вектор Некст» (НС) — на шасси ГАЗ-С40Р13 с низкопольной задней секцией
  • ПАЗ-320470
  • ПАЗ-320470-03 — учебная, двигатель Cummins 4ИСБе 185-Б
  • ПАЗ-320470-05 — школьный, двигатель Cummins ISF3.8s3168
  • ПАЗ-320475-04 «Вектор Next»

Популярные модификации

Среди всего перечня модификаций большой интерес представляет ПАЗ-320412 – техника среднего класса, представляющая собой удлиненную версию ПАЗ-3204, ее длина составляет 8,56-8,8 м.

Кузов — цельнометаллический, дизайн универсал, входные двери — 2 шт с аварийными кнопками. Модель была запущена в серийное производство в 2012 году.

Есть две версии: для городских и пригородных маршрутов. Основные области применения — внутригородские маршруты и корпоративный транспорт. Салон может иметь 4 различных вида исполнения: на 15, 21, 24, 29 мест. Общая вместимость 52-60 человек. Место водителя может иметь одну дверь. Водительское кресло имеет ремень безопасности, он регулируется по углу наклона, высоте подголовника, расстоянию до рулевой колонки и высоте подушки.

В состав автобуса ПАЗ-320412 входят:

  • пневматическая тормозная система;
  • рулевой механизм с гидравлическим серводвигателем;
  • вспомогательная тормозная система;
  • системы ABS и ASR;
  • мост КААЗ;
  • газоанализаторы;
  • в стандартной комплектации — автономный отопитель, для распределения горячего воздуха по салону — 4 шт
  • обогреватели, оборудованные собственными вентиляторами.

Используемые силовые агрегаты:

  • дизельные двигатели ЯМЗ-534 с четырьмя цилиндрами и турбокомпрессором;
  • Cummins ISF 3.8 представляет собой шестицилиндровую бензиновую версию мощностью до 197 лошадиных сил.

Коробки передач:

  • пятиступенчатая механическая коробка передач;
  • шестиступенчатый автомат Allison.

С любым типом коробки передач при полной массе 11,5 тонн автобусы развивают скорость до 100 км/ч. Расход топлива наиболее загруженных автомобилей составляет до 24 л/100 км. По экологичности автобусы соответствуют классам Евро-3 — Евро-5. Топливо — дизель или газ. Объем бака дизельного топлива 95 литров, объем газового баллона 62 литра. Модели LPG также оснащены 50-литровым резервным баком для дизельного топлива.

Дополнительное оборудование:

  • навигационная система ГЛОНАСС, позволяющая точно определить местонахождение автобуса;
  • ремни безопасности на сиденьях;
  • тепловые зеркала;
  • противотуманные фары;
  • тахограф.

Действующие модификации

На базе модификации ПАЗ 320402 было выпущено всего 9 моделей. Их активно используют по всей России:

  • ПАЗ 3204 с индексом 01 01 и 01 03;
  • Модель с двигателем Cummins ПАЗ 3204 02 03;
  • ПАЗ 3204 02 04 с двигателем ЯМЗ-534;
  • Модель с серийным номером 02 05 и 02 07;
  • Модификация газобаллонного типа с двигателем ЗМЗ ПАЗ 3204 02 08;
  • 3204 03 01 имеет колесную базу Tata с сетчатыми дверями;
  • Автобус удлиненного типа ПАЗ 3204 12 03 с двигателем Cummins мощностью 185 л.с.;
  • Комбинированный автобус с индексом 12 10. Это удивительное сочетание удлиненного газобаллонного типа с двигателем Cummins ISB 5.9 G195. Интересно, что на рынке есть модель с номером 12 05.

Также были разработаны две модели для перевозки детей. Поскольку школьный транспорт соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98, его с гордостью можно назвать самым безопасным и комфортным. Кстати, это модели:

  • ПАЗ Школа 320470 03 с двигателем Cummins 4ISBe 185-B;
  • ПАЗ 320470 05 для школьников отличается двигателем Cummins ISF3.8s3168.

Двигатель

В зависимости от комплектации автобуса могут устанавливаться двигатели Cummins или ЯМЗ 534. В целом силовой агрегат адаптирован к условиям отечественных дорог. Кроме того, межсервисный интервал составляет 15 000 км.

Емкость дизельного бака составляет 105 литров. Расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч – 19 литров. При скорости автобуса 80 км/ч расход составит 22 литра.

Рулевая система

Для управления автомобилем в пути использовался рулевой механизм Csepel-Airvita 300.92 с гидроусилителем. В базовой комплектации используется 5-ступенчатая механическая коробка передач S5-42. А на более дорогие модели устанавливается 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison T2100.

Основные сведения, характеристики

Изготовитель/производитель, где производится/производится оборудование. Павловский автобус — советский и российский производитель малых и средних автобусов. Расположен в городе Павлово Нижегородской области. Входит в группу ГАЗ. Производством автобусов с 2005 года занимается ООО «ПАЗ», 100% дочерняя компания ПАО «Павловский автобус»

Базовые характеристики

ОпцииПАЗ-3204ПАЗ-3204 СПГ
Длина/Ширина/Высота, мм7500/2410/28807500/2410/2880
Количество/ширина дверей, мм2/6502/650
Высота потолка в зале, мм1980 г1980 г
Общее количество мест (включая посадку)53 (17+1); 50 (21+1); 43 (25+1)53 (17+1); 50 (21+1); 43 (25+1)
Тип сиденьяПолумягкий с двумя поручнямиПолумягкий с двумя поручнями

Технические характеристики

Справочно одни технические характеристики различаются в зависимости от вида топлива ПАЗ-3204 оснащается дизельным двигателем, ПАЗ-3204 CNG оснащается газовым, другие являются общими для обеих модификаций.

Тип топлива. Дизель или бензин.

Емкость топливного бака. 95 или 360 (5 шт по 62 л и 1 шт по 50 л).

Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 5460…5580/10000 или 6100…6160/10000.

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 3500/6500.

Минимальный радиус поворота, м 8.1.

Правительственный аппарат. С гидроусилителем.

Система торможения. Пневматический привод, двухконтурный, с разделением на контуры по осям, с АБС.

Укрывшись от ветра

В прежние годы следующую модификацию автобуса иногда ждали десятилетиями. В отличие от своих предшественников, модель ПАЗ-3204 за год стала целой семьей. Причем отдельные ее представители отличаются не только двигателями, коробками передач и количеством посадочных мест. Три варианта кузова* и… возможность работать на трех видах топлива — отличный вариант для новичка, только выходящего на рынок.

*В одном из следующих выпусков мы расскажем о самой короткой модификации ПАЗ-3204, работающей на газу.

Стоит отметить, что тест-драйв проводился в 25-градусные морозы, а автобусы мыли ночью и, просушивая, всю ночь провели на улице. То, что утром у них все работало, двери исправно пропускали журналистов, а зал не был похож на морозилку, говорит о многом.

Понятно, что не все проблемы решены и впереди еще реальная работа на маршрутах. Но уже сейчас можно сказать, что по сравнению с ПАЗ-3205 это шаг вперед, и немалый. К сожалению, усовершенствования конструкции имеют тенденцию повышать цену конечного продукта. Разница между дизельным ПАЗ-3204 с импортным Cummins и ПАЗ-3205 с ММЗ составляет около 500 тысяч рублей. Угадайте, что дороже?

Предоставлен тестовый автомобиль

Технические характеристики автобусов ПАЗ-320412-03 (ПАЗ-3204СС9) и ПАЗ-320402-04

ПАЗ-320412-03ПАЗ-320402-04
Вес брутто (кг11 50010 000
Снаряженная масса, кг62805600
Пассажировместимость, чел.
  • включая места
60 2143 25
Допустимая нагрузка 1/2 оси, кг4500/ 70004000/ 6000
Мотор:
  • рабочий объем, см3
  • мощность, лошадиные силы
  • крутящий момент, Н·м
Cummins 4ISBe 185B турбодизель, И-4 4462 183 до 2500 мин-1 550 до 1700 мин-1ЯМЗ-534 дизель, И-4 4430 150 до 2500 мин-1 580 до 1600 мин-1
Передача инфекции
  • количество шагов вперед/назад
ZF S5-42, механическая 5/1
ПриостановкаПередняя зависимая рессорная, задняя зависимая с рессорами и пневмобаллонамиЗависимая пружина
Система торможенияБарабанные тормоза с пневматическим приводом и ABSБарабанные тормоза с пневматическим приводом и ABS
Формула колеса4х24х2
Минимальный радиус поворота, м8.1
Емкость топливного бака, л140105

Характеристики шасси

Базовый автобус ПАЗ 3204

Место водителя автобуса ПАЗ-3204. Фото ГАЗ

Отметка. КААЗ.

Главный мост. Задний.

Колесная формула 4×2.

Колесная база, мм. 3800.

Клиренс/дорожный просвет, мм. 250.

Тип сцепления. Однодисковый диафрагменный тип с демпфирующим устройством на ведомом диске.

Шины. 245/70R19,5.

Антиблокировочная тормозная система (АБС). Настоящее время.

Характеристики двигателя/силового агрегата

ОпцииЯМЗ-534КУММИНЗ ИСФ 3.8ЯМЗ-53424
ТипДизельный двигательДизельный двигательГазовый двигатель
Количество и расположение цилиндров4R, вертикальный4R, вертикальный4R, вертикальный
Стандарты экологической безопасности5 евро5 евро5 евро
Рабочий объем, л4,433,764,43
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин109,5 (148,9) при 2300 мин-1122 (165,9) при 2600 мин-1110 (149,5) при 2300 мин-1
Максимальный крутящий момент, Нм/минот 583 до 1300…1600 мин-1от 592 до 1300…1700 мин-1580 при 1200-2100 мин-1
Расположение двигателяПродольный фронтПродольный фронтПродольный фронт
КонтрольМКПП: S5-42, 5-ступенчатая, FastGear 5DS60T 5-ступенчатая; Автоматическая коробка передач: Allison T2100, 6-ступенчатаяМКПП: S5-42, 5-ступенчатая, FastGear 5DS60T 5-ступенчатая; Автоматическая коробка передач: Allison T2100, 6-ступенчатаяМКПП: S5-42, 5-ступенчатая, FastGear 5DS60T 5-ступенчатая
Подвеска переднего заднего моставесна / веснавесна / веснавесна / весна
Максимальная скорость, км/ч100100100
Автобус гарантия2 года или 100 тысяч километров2 года или 100 тысяч километров2 года или 100 тысяч километров

Проверьте расход топлива на 100 км по адресу:

  • 60 км/ч — 19 лет.;
  • 80км/ч — 22л.

Дизайн

Эта модель изменилась внешне: фары приобрели другую форму, салон удлинился и стал выглядеть более белым и современным. В данной модели для увеличения радиуса комфортной перевозки предусмотрены до 25 посадочных мест и принудительная вентиляция салона. Двери имеют ширину 65 см и открываются/закрываются пневматически.

Более современный дизайн автобуса отличает его от предшественников. За счет удлинения кабины радиус разворота немного увеличился и составляет 9,1 метра. Автобус оснащен дизельным двигателем Cummins E4 объемом 4,5 л, произведенным в Германии, с предварительным охлаждением воздуха и турбонаддувом. Расход топлива – 20 литров на 100 км. Объем топливного бака составляет 105 литров, что позволяет проехать без дозаправки около 500 км. Скорость движения при полной загрузке до 90 км в час.

Специализированный как школьный автобус, ПАЗ 320402-05 оборудован для перевозки детей ремнями безопасности, кнопками аварийной остановки и возможностью открытия дверей в случае аварии. В салоне предусмотрены специальные места для тренировочных сумок и портфелей. Кузов выполнен из оцинкованного металла со специальной антикоррозийной обработкой стыков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector