Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот

Основным назначением ГРМ (газораспределительного механизма) любого автомобиля является синхронизация распредвала(ов) и коленчатого вала. Правильная работа этого механизма сильно влияет на экономичность двигателя. ГРМ можно сделать в виде цепочки или ремешка, первый вариант обычно надежнее. На УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 этот механизм имеет в своем составе цепь.

Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот

А теперь немного о том, почему может понадобиться замена цепи ГРМ на УАЗ патриот с двигателем 409 евро 4. Дело все в том, что при большом пробеге автомобиля ГРМ, выполненный в виде цепи, может растяжение, что впоследствии приводит к обрыву или проскальзыванию цепи. Завод прописывает замену цепи в районе 80 000 км.

Как устроен ГРМ «Патриота»

По сути, ЗМЗ 409 является братом-близнецом инжекторного двигателя 406, который устанавливался на «Волги» и «Газели». Конструктивно они очень похожи, соответственно и двигатель 409 унаследовал те же проблемы (об этом ниже). ЗМЗ 409 имеет два распредвала из чугуна. Эти распределительные валы вращаются на подшипниках, которые получаются путем соединения плоскости ГБЦ съемными алюминиевыми крышками.

Эти крышки обрабатываются вместе с головкой блока цилиндров, поэтому поставить их с другого автомобиля без замены ГБЦ не получится.

Привод ГРМ здесь состоит из пары однорядных цепей с пластинчатыми звеньями. Этот вариант менее надежен, чем двухцепочечная цепь, плюс цепи с пластинчатыми звеньями имеют тенденцию к неожиданному разрыву без предварительного звукового сигнала, поэтому вы можете сказать, что он вот-вот порвется. Если нет возможности поставить более надежную двухрядную цепь, то хорошим вариантом будет цепь с роликовыми звеньями, которая также более надежна.

Схема ГРМ ЗМЗ 409

ГРМ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 включает в себя следующие позиции:

  1. Шестерня коленчатого вала;
  2. Пластиковый башмак для натяжения цепи;
  3. Гидравлический натяжитель;
  4. Так называемая строка «top;
  5. Промвала большую ведомую шестерню;
  6. Промвала малый привод;
  7. Кронштейн башмачного болта;
  8. Еще один башмак для натяжения цепи;
  9. Другой гидравлический натяжитель;
  10. Шумоподавляющая шайба;
  11. Строка «нижняя;
  12. Специальная маркировка на коробке передач;
  13. Штырь;
  14. Звездочка впускного распредвала;
  15. «Успокоитель» из более высокой цепочки;
  16. Звезда выпускного распредвала;
  17. Штырь;
  18. Другая маркировка на коробке передач;
  19. Верхняя плоскость ГБЦ;
  20. Демпфер средней цепи;
  21. Нижний успокоитель цепи;
  22. М1, М2 – маркировка на корпусе блока цилиндров.

Сигналы к замене

Основным признаком того, что Патриоту требуется замена ГРМ, являются странные металлические звуки, доносящиеся из-под капота, этот шум можно охарактеризовать как своеобразное «дребезжание». По неопытности можно спутать поломку со стуком клапанов. Хотя на 409 двигателе установлены гидрокомпенсаторы, для правильной регулировки зазора клапанов необходимо заливать масло высокого качества. Проблемы с ГРМ Патриота, как правило, характеризуются потерей мощности на малых скоростях.

Получается, что если пробег приближается к 80 000 тыс км и/или растяжение цепи выходит за пределы рабочего диапазона гидронатяжителя; выход только один, а именно установка новой цепи вместо старой. В противном случае вы рискуете остаться посреди дороги в компании остановившейся машины в самый неподходящий для нее момент, где-нибудь далеко от дома, как это обычно и бывает по «закону мелочности».

Процесс замены

Следует понимать, что замена цепи ГРМ на двигателе УАЗ Патриот 409 сложный процесс, особенно для двигателей с нормами токсичности Евро 4. Итак, для такого ремонта в первую очередь понадобится гараж с ямой или эстакада, т.к доступ в моторный отсек снизу обязателен. Кроме того, вам понадобится ряд инструментов:

  • шестигранный ключ на 6 мм;
  • долото и молоток;
  • головки для шеи размеров «12», «13» и «14»;
  • набор ключей размером от 10 до 17;
  • устройство регулировки фаз газораспределения;
  • добавить аксессуары: емкость для слива охлаждающей жидкости из радиатора, домкрат, съемник шестерен.

Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот

Настройте машину так, чтобы в моторный отсек можно было залезть с любой стороны. Затем выключите зажигание, отсоедините «-» клемму аккумуляторной батареи. Подойти к механизму ГРМ не так-то просто, для начала придется открутить все, что его закрывает. Слейте охлаждающую жидкость в подготовленную для этого емкость, затем открутите радиатор и патрубки.

(Дополнительно) Ослабьте болты масляного поддона, а затем снимите масляный поддон после слива моторного масла. Эта процедура еще больше упростит установку синхронизации. Если не хотите сливать масло, открутите только болты переднего масляного поддона.

Далее снимаем ремень с насоса ГУР. То же самое необходимо сделать с ремнями генератора + водяная помпа (помпа). Снять подводящий шланг к насосу, снять крышку ГБЦ (предварительно сняв все катушки зажигания). После этого необходимо отсоединить переднюю крышку от ГБЦ, открутив 4 болта, а затем снять ее вместе с вискомуфтой вентилятора и гребным винтом.

Далее нужно отсоединить водяной насос, который крепится тремя болтами. Снимите датчик положения коленчатого вала (он же датчик фаз газораспределения), открутив болт, который его держит. Снимите шкив коленчатого вала, для этого может потребоваться трехрычажный съемник.

Разборка механизма ГРМ

Отверните винты, которые держат крышку гидронатяжителя верхней цепи, снимите ее вместе с прокладкой. Важно делать это аккуратно, потому что пружина гидронатяжителя давит на колпачок. Сняв пружину, снимаем сам гидронатяжитель. Аналогично придется поступить и с нижним гидронатяжителем. Ослабьте 7 винтов, удерживающих крышку цепи. Аккуратно снимите крышку, так как есть риск повредить прокладки коленчатого вала или сальник.

Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот

Отвернуть винт крепления колодки (номер 7 на схеме) от натяжителя цепи и снять колодку, то же самое проделать с нижней колодкой. Теперь нужно отсоединить шестерни распределительных валов (на схеме 14 и 16) от этих же распределительных валов – здесь помогут рожковые ключи на 12 и 17, а также молоток. Или используйте специальный экстрактор.

Откручиваем амортизаторы, препятствующие дальнейшей разборке. Каждый из амортизаторов держится на двух болтах. Для снятия звездочек промежуточного вала (5, 6 см схему) необходимо отогнуть пластину и отвернуть винты крепления звездочек, вставив отвертку в специальные пазы звездочки, не допуская таким образом проворачивания шестерен. Сняв цепь, промойте цепь и шестерни в бензине, проверьте на наличие повреждений.

Сборка ГРМ

Соберите весь механизм в обратном порядке. Установка меток ГРМ на 409 двигателе происходит после сборки механизма, когда цепь находится на шестернях. Перед началом сборки обязательно смажьте цепи и шестерни ГРМ моторным маслом. Первым делом напрессовываем шестерню на коленвал, не забываем про втулку + уплотнительное кольцо, которое там должно быть. Провернуть коленчатый вал до совпадения метки шестерни и блока (М1), поршень первого цилиндра должен находиться вверху (положение ВМТ).

Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот

Установите направляющую цепи, наденьте цепь на шестерню коленчатого вала. Установите ведомую звездочку промежуточного вала так, чтобы штифт совпал с отверстием. Здесь вам также нужно сопоставить метки (M2). Установите ведущую шестерню трансмиссионного вала сверху, затяните болты крепления и загните края стопорной пластины, чтобы предотвратить произвольное отвинчивание. Далее нужно нажать на натяжитель, чтобы натянуть цепь, до совпадения установочных меток (12 и 18) с верхней плоскостью ГБЦ.

После сборки механизма ГРМ необходимо установить на свои места все детали, которые были изначально разобраны. Это шланги охлаждения, вентилятор, ремни, клапанная крышка, водяной насос. Если на вашем Патриоте весло держалось на прокладке, замените ее, вместо прокладки допустимо использовать термостойкий герметик. В завершение залейте тосол или антифриз в систему охлаждения. Если моторное масло было слито (поддон снят), обязательно долейте. Замените «-» клемму аккумулятора и попробуйте запустить двигатель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector