Коробка передач Камаз

Для автомобиля механизм переключения передач – это устройство, без которого немыслима эксплуатация. Если в легковых автомобилях трансмиссия не считается простым узлом, то в тяжелой технике из-за габаритов и веса дела обстоят гораздо хуже. Поэтому коробка передач КамАЗ – это конструктивно сложное устройство, требующее навыков и умений в обращении и обслуживании.

коробка передач Камаз: устройство, разветвитель, схема включения

Большинство зарубежных производителей устанавливают на тяжелую технику автоматические коробки передач. Создатели КамАЗа, чтобы упростить конструкцию и повысить надежность изделия, пошли по пути механического устройства. Схема коробки передач КамАЗ повышает эффект от использования автомобиля. Простота и удобство делают устройство экономически выгодным.

КАМАЗ-5320:

Содержание
  1. Устройство и работа коробки КамАЗ
  2. Модификации коробок
  3. Описание коробок передач
  4. Делитель коробки
  5. Технические параметры коробок передач КамАЗ
  6. Переключение скоростей
  7. Старт
  8. Особенности переключения
  9. Уход за коробкой КамАЗ
  10. Коробка передач КамАЗ: как переключать передачи на КамАЗе
  11. Схема и устройство коробки передач Камаза
  12. Устройство и принцип работы
  13. КПП с делителем
  14. Схема переключения передач на Камазе
  15. Начало движения
  16. Включение скоростей
  17. Задний ход
  18. Техника управления в сложных условиях
  19. Подъем
  20. Спуск
  21. Сильная пробуксовка колес
  22. Переключение при заносе
  23. Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
  24. Появился шум
  25. Не включается задняя и первая
  26. Выключаются (вылетают) передачи
  27. Таблица: технические характеристики
  28. Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ
  29. Механизм КАМАЗ переключения делителя: воздух управляет коробкой
  30. Коробка передач КамАЗа: особенности конструкции
  31. КамАЗ коробка передач: типы и характеристики
  32. Схема переключения передач КамАЗ
  33. Коробка КамАЗ с делителем: механизм управления делителем
  34. Управление КамАЗом: КПП и разные эксплуатационные условия
  35. Что в итоге

Устройство и работа коробки КамАЗ

Коробка передач автомобилей КамАЗ отличается от коробок передач аналогичных грузовиков. Это связано с тяжелыми условиями эксплуатации автомобиля, а также с большим объемом и массой перевозимого груза, соответственно с большими нагрузками.

Модификации коробок

Тип коробки для установки зависит от того, какие нагрузки вы испытываете и в каких условиях эксплуатируется автомобиль:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КАМАЗ ЗФ.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пятиступенчатый агрегат, в состав которого входит коробка передач. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, оснащена двухступенчатым разветвителем, дислокация устройства – передняя часть корпуса.

Коробка передач КАМАЗ-14:

Трансмиссии управляются механически, дистанционно, с помощью поворотного рычага, расположенного в силовой установке. Механическая коробка передач управляется пневматически и механически, через селектор. Драйвер напрямую влияет на кулисы.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. В конструкцию входит четырехступенчатый редуктор и редуктор, закрепленный за рамой.

Основание штока переключения ступеней установлено на вилке редуктора, сам рычаг выполнен в оригинальном конструктивном решении. Изделие содержит шток, управляющий коробкой передач, рычаг, блокировку, исключающую ошибочное включение задней передачи, а также клапаны с пневматическим управлением и механизм переключения, увеличивающий крутящий момент.

Коробка передач КАМАЗ — 15:

Коробка передач ZF на КамАЗе с девятью ступенями оснащена вспомогательным понижающим редуктором, в отличие от 16-й модели.

Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника работает в суровых условиях, она оснащена большими передаточными числами для работы на малых скоростях. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко адаптируется к дорожным условиям.

Механизмы переключения передач в современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим числом передач применяется в автомобилях меньшей грузоподъемности и габаритов. Модификации на 10 ступеней устанавливаются на автопоезда. КамАЗ востребован в 40 странах мира, так как механизмы управления надежны и долговечны.

Описание коробок передач

Конструктивно десятиступенчатая трансмиссия представляет собой коробку с пятью ступенями и одним редуктором. В этой схеме используется 10 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспортные средства, перевозящие тяжелые грузы. Механизм получил индекс 15.

Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:

  • Используется в паре с усиленным синхронизатором-разветвителем;
  • Обновлены и усилены пазы, из коробки удалены прижимные детали;
  • Улучшенная фиксация шестерен трансмиссии;
  • Увеличение высоты зубов.

Клапан пониженной передачи (разветвитель) КАМАЗ-15:

Пневмосистема активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. От правильного использования данного агрегата напрямую зависит работоспособность и долговечность агрегата. По этой же причине осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.

Элементы трансмиссии КАМАЗ:

  1. Кузов-фургон со встроенными осями: ведущая, ведомая, промежуточная;
  2. Шестеренчатый механизм включения реверса;
  3. Верхняя оболочка;
  4. Складной механизм смены ступеней;
  5. Силовой агрегат располагался в передней части коробки.

Делитель коробки

Высокий и низкий режимы работы – особенность коробок КамАЗ. Эта специфика вызвана стремлением снизить нагрузку на силовую установку. Обычно не имеет значения, загружена машина или нет. Делитель представляет собой коробку передач, основанную на принципе механики и увеличивающую передаточные числа. Работа механизма запускается переключателем на крыльях.

Дизайн включает в себя:

Раздаточная коробка первичного вала КАМАЗ-15:

  1. Регулирующий вентиль. Деталь крепится к основанию переключателя, использует прямой и низкоскоростной режимы.
  2. Клапан, поддерживающий постоянное давление на выходе. Забирает сжатый воздух, сбрасывает давление в системе при превышении установленных показателей. Подает воздух к регулирующему клапану и делительному клапану из воздушного узла. Благодаря манипуляциям в системе управления двигателем одновременно два контура.
  3. Переключающий клапан делителя. Обеспечивает давление воздуха на устройство при выключенном сцеплении. Это включает и выключает пониженную передачу параллельно с переключением передач в трансмиссии.
  4. Механизм деления. В состав входит поршень, расположенный внутри цилиндра. Рычаг поршня соединен со штоком, прикрепленным к валу монтажной вилки. При попадании давления воздуха поршень перемещается, это меняет режим работы коробки.
  5. Воздухораспределительная трубка подает давление воздуха на монтажный цилиндр.

Технические параметры коробок передач КамАЗ

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися передаточными числами. По этой причине автомобили используются во многих областях. Передаточные числа показаны в следующей таблице.

Модификация коробкиШестерня/передаточное число
одиндва34567восемьдевятьПрилавок
1415,622,891,641,000,7245.30
1426,383,292.041,250,8156.02
1447,824.032,51,531,007,38
152Поднятый7,824.032,51,531,007,38
Уменьшенный6,383,292.041,250,8156.02
154Поднятый7,824.032,51,531,007,38
Уменьшенный6,383,292.041,250,8156.02
1618,395,503,932,872.121,401,000,7311.01
ЗФ-9С10910.2465764,7835312,611,861,351,00,749,44
ЗФ-6С10006,753,602.121,391,000,786.06
ЗФ-16С151Поднятый13.809,596,814,5830212.091,491,0013.17
Уменьшенный11.558.025,703,842,521,751,240,8411.03
ЗФ-9С13109,486,584,683,482,621,891,351,000,758,97

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробки различаются конструктивно. Так, некоторые модели комплектуются деталями и узлами, которых нет в других модификациях. Трансмиссии ZF собираются на российском заводе совместно с немецкими партнерами, компанией ZF-KAMA в Набережных Челнах.

Переключение скоростей

Коробка передач, применяемая на КамАЗе, не такая, как классическая, схема переключения требует сноровки. Нюанс смены блока, поэтапный переход от этапа к этапу.

Разветвитель вилки КАМАЗ-15:

Старт

Начало движения начинается с самой нижней ступени. Изменение скорости осуществляется только при выжатом сцеплении, в несколько ступеней. Паттерн связан с повышением и понижением передачи, что дает возможность использовать автомобиль на разных покрытиях и местности.

Удачной схемой считается переключение 1В-2В-3В при разгоне, 4Н-4В-5Н при движении дальше. Пусковая скорость шпинделя установлена ​​на 7000 мин-1, вторая передача используется после 3000 мин-1. От строгого соблюдения режима перевозки КамАЗ 65115 и др зависит правильная работа коробки передач и ее долговечность. Правильные режимы снижают расход топлива, делают вождение экономичным и продлевают срок службы силовой установки.

Схема переключения коробки передач КАМАЗ 4310:

Особенности переключения

Если автомобиль КамАЗ едет под уклон, используйте высшую передачу. Переход с 1-й на 2-ю передачу происходит двумя щелчками ножного рычага сцепления. Маневр сопровождается добавлением газа для выравнивания оборотов коленчатого вала. При подъеме каретки скорость оси должна соответствовать 2000 мин-1 и более. Несоблюдение этого совета приведет к перегреву, а также к остановке и поломке двигателя.

Трансмиссия КАМАЗ отличается качеством, надежностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Разделение коробки на два режима используется для облегчения движения двигателя при разной транспортной нагрузке. При трогании с нагруженным автомобилем применяется более высокая скорость, обеспечивающая скорость вращения вала 2600 мин-1.

Переключение передач на КамАЗе (ZF):

Уход за коробкой КамАЗ

Устройство нуждается в регулировке и настройке, иначе не избежать таких неисправностей, как затрудненное переключение, выбитая передача. К важным манипуляциям относятся: установка механизма переключения, установка зазора штока, установка зазора в клапане делителя зажигания и др.

Проверка уровня масла в картере коробки КамАЗ:

Замена смазки является частью технического обслуживания. Процедура проводится раз в год, пробег не превышает 90 000 км. При эксплуатации машины в тяжелых условиях смазку сливают через каждые 45 000 км или 1 000 часов работы (согласно установленному регламенту и модификации коробки).

Проверка жидкости в трансмиссии 14 и 15 серии производится по маркировке на крышке горловины. В сериях 16 и ZF для проверки используется контрольное отверстие.

К частым поломкам относятся: затрудненное включение, износ деталей, неисправность задней передачи, самопроизвольное отключение и др. проблемы решаются регулировкой механизма, при серьезных вопросах обращаются к специалисту.

Коробка передач КамАЗ: как переключать передачи на КамАЗе

Схема и устройство коробки передач Камаза

На грузовик производства ПАО «КАМАЗ» устанавливаются различные коробки передач. Все они отвечают за передачу крутящего момента, изменяют передаточные числа, позволяют отсоединить двигатель от трансмиссии. Схема переключения передач на Камазе мало чем отличается от систем других автомобилей. Несмотря на это, есть важные особенности, на которые хотелось бы обратить внимание.

Устройство и принцип работы

Вот, например, как работает коробка передач Камаз (модель 154):

  • 5-ступенчатая основная коробка;
  • делитель на 2 шага или множитель;
  • схватить;
  • оси — главная, второстепенная, промежуточная;
  • синхронизаторы и шестерни;
  • картеры и привод

Принцип работы, направленный на улучшение характеристик автомобиля, увеличение скорости движения и позволяющий экономить топливо, можно представить следующим образом. При включении первой передачи механизм сцепления соединяет валы коробки передач и МКПП. Начальный крутящий момент или КМ (крутящий момент) подается от двигателя Камаз на трансмиссию. Как только скорость увеличивается, зубья синхронизатора соединяются с приводным валом двигателя внутреннего сгорания. Вращение передается на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов увеличивается.

Традиционная коробка передач 152 или 14 — пятиступенчатая механическая, устанавливаемая для упрощения конструкции и повышения надежности изделия.

Но есть и другие варианты:

  • 10- или 15-скоростная модель;
  • 8-ступенчатая с четырехступенчатой ​​коробкой передач и «пониженная» или 16-ступенчатая модель, применяемая на КамАЗ-65115;
  • 9-ступенчатая ЗФ со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные квадроциклы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.

коробка передач модели №14 была улучшена в последних версиях грузовика. В результате появилась новая коробка КамАЗ 154, имеющая ряд преимуществ перед старой классической «пять шагов»:

  • усиленные синхронизаторы;
  • новая шестерня в сборе;
  • модифицированная шлицевая система;
  • применение новых конических подшипников в осевых опорах;
  • отсутствие щелевого крепления;
  • увеличение высоты зубов.

перестали летать 4 и 5 передачи, как на старой КПП. Обратите внимание, что модель 154 или 15 рассчитана на работу с моторами с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Камаз 55111, 43118 и другие.

КПП с делителем

5-ступенчатая коробка передач распространена, предназначена для отдельных автомобилей. 10-ступенчатая — модернизированная камазовская коробка передач с делителем. По сути, это те же коробки, но в случае с 10-ступенчатой ​​коробкой передач добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создает 10 передних и 2 задних скорости.

Коробка с разделителем считается усовершенствованной моделью, она дает множество преимуществ:

  • меньшая частота переключений во время движения;
  • увеличенная тяга двигателя;
  • повышенный комфорт управления.

Устройство привода управления разветвителем выглядит так:

  • рычаг или кронштейн;
  • уплотнительное кольцо;
  • ось;
  • виброизолятор.

Схема переключения передач на Камазе

Принцип работы коробки передач в Камазе с коробкой передач прост: повышенный или пониженный режимы. Такой подход придумали инженеры для снижения нагрузки на двигатель: когда машина находится под нагрузкой, нужно включать H-режим, в менее активном режиме включается B-режим.

В качестве примера приведем схему работы с делительной коробкой на ровном асфальте:

  1. Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
  2. Активируется режим H, осуществляется переключение на 4-ю передачу;
  3. Переключитесь в режим B;
  4. Переключитесь обратно на H, переключитесь на 5-ю передачу;
  5. Вернитесь в легкий режим B.

Осталось? Легкий старт с низов, плавный разгон. В случае сложных условий движения или большой нагрузки на машину рекомендуется включать первые 4 передачи в тяжелом режиме Н.

Поэтому схема включения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подходит такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.

Некоторые модели коробок передач ZF, например 9S109, оснащены дополнительной передачей С. Она необходима для улучшения движения по снегу, грязи и льду. Схема в коробках передач Камаз ZF 6520 такова, что при переключении на пятую передачу с четвертой самопроизвольно включается легкий режим. Наоборот, если с 5 на 4 априори включается пониженный режим. Включение режимов можно контролировать по манометру на панели приборов.

Начало движения

Перед тем, как заводить Камазы с такой коробкой, нужно прогреть двигатель до 7 тысяч оборотов в минуту. Главной особенностью трогания с места на большом грузовике является обеспечение плавного движения с места и эффективный набор дополнительной скорости.

Включение скоростей

В связи с тем, что Камаз – это специфический крупногабаритный грузовик, часто эксплуатируемый в тяжелых условиях, смена положений коробки передач с одного на другое осуществляется в несколько этапов. В остальном особых особенностей нет — приходится выжимать сцепление и двигать рычаг.

Вторую передачу можно использовать только после регистрации 3 тыс об/мин на шкале в заказе. Рычаг переключения передач переключается только при полностью выжатой педали сцепления после паузы в 1 секунду. Рычаг делителя расположен в картере с левой стороны.

Задний ход

Задняя передача активируется переключателем, расположенным в нижнем левом положении. Запрещается ставить эту передачу во время движения автомобиля! Сначала машина должна остановиться, и только потом совершать маневр.

Техника управления в сложных условиях

Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов. Это техническое состояние автомобиля, качество топлива и квалификация водителя. Особое внимание уделяется внешним условиям, так как они могут резко измениться.

Подъем

Движение в гору должно сопровождаться включением пониженного режима Н. Это облегчает преодоление уклона и препятствий, ведь трансмиссия начинает работать с полной силой.

Полезные советы:

  • при подъеме, особенно с грузом, переход с первой на вторую передачу необходимо осуществлять путем многократного выключения;
  • не отпускайте педаль акселератора, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, во избежание перебоев;
  • не допускайте падения скорости ниже 2000 в минуту, иначе мотор перегреется.

Спуск

Спуск с горки необходимо осуществлять с обязательно заведенным силовым агрегатом. Ни в коем случае нельзя его выключать — это не легковушка! Затем вы можете остановить работу усилителя, который заблокирует рулевое управление грузовика. Чем грозит, можно только догадываться.

Если есть сложности с тормозами, у Камаза есть возможность подключить вспомогательную систему. Но в этом случае нельзя пользоваться сцеплением и переключать передачи.

Сильная пробуксовка колес

Пробуксовка колес возможна на различных дорожных покрытиях, но чаще на гололеде. По этой причине зимой рекомендуется использование цепей, повышающих коэффициент сцепления с дорогой. Если Камаз заглох, опытные водители рекомендуют убрать ногу со сцепления и включить дифференциал. На щите есть специальный регулятор, который позволяет это сделать. Индикатор на панели загорится.

В песке и грязи поскользнуться — верный способ застрять надолго. Если воспользоваться лопатой и домкратом, ситуацию можно исправить. Вам просто нужно очистить песок под мостом автомобиля и максимально увеличить вращение колес. Конечно, шины не должны быть низкопрофильными. Только глубокопрофильный внедорожник или та же цепь, аккуратно поставленная на колеса.

Переключение при заносе

При заносе следует держать ногу на сцеплении и поворачивать руль в сторону заноса. Эта техника позволит вам выровнять автомобиль. Также рекомендуется включить дифференциал, а после преодоления заноса разблокировать его.

Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения

Износ механизмов – самая распространенная неисправность коробки передач автомобиля Камаз. Как правило, чаще всего страдают подшипники и шестерни, так как они постоянно находятся под нагрузкой, двигаются и трутся. Ремонт в этом случае предполагает замену этих деталей.

На примере кадра 152 рассмотрим, как ведет себя проблемный кадр:

  • шумы и стуки усиливаются;
  • самопроизвольно вылетают передачи;
  • механизм с трудом включается;
  • скорость фиксируется в одном положении.

Ремонт всегда предполагает разборку и разборку агрегата с последующим выявлением дефектов. Меняются проблемные и изношенные элементы, корректируются параметры. Масло надо обновить. Затем, после того как коробка передач собрана и установлена ​​на место, проводится проверочный тест-драйв.

Появился шум

Как правило, когда выжимаешь сцепление, гул пропадает. Обычно это происходит при износе подшипника первичного вала. Коробка шумит почти на всех передачах, кроме пятой. Со временем шум становится громче.

Причиной воя может быть не только коробка передач, но и сцепление. Поэтому после снятия корпуса перед его разборкой желательно проверить устройство. Нам нужно запустить двигатель. Если слышен металлический дребезжащий звук, изношены дисковые пружины корзины или другая неисправность сцепления.

Не включается задняя и первая

Резкое переключение на заднюю и первую передачу может указывать на то, что сцепление включено. Другими словами, диск изнашивается, ухудшается посадка и работоспособность узла. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов, на переднюю передачу. Еще одна причина – отсутствие масла в коробке.

Если на стоящем автомобиле и заглушенном двигателе сложно переключать передачи, то неисправность однозначно в механизме выбора передач коробки передач. Он сломан или неправильно установлен.

Выключаются (вылетают) передачи

Данная неисправность связана с механизмом переключения передач. Возможно износились вкладыши вилки, разболтались их защелки. Часто это происходит при длительной езде в гору. Автомобиль, как правило, должен быть загружен, и нужно включать низшие передачи – первую или вторую. Причина скорее всего в износе синхронизаторов. Коронки, возможно, стерлись на зубах, поэтому скорость удалена.

Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически проверяйте работу сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Так что Камазу не страшна никакая дорога.

Таблица: технические характеристики

Типмеханическая 3-ходовая 10-скоростная
Картер сцепления21.1600010 Сакс МФЗ 430, 17.1601008-10
Количество передач и передаточные числа1Н-7,82; 1Б-6.38; 2Н-4,03; 2Б-3,29; 3Н-2,5; 3В-2,04; 4Н-1,53; 4В — 1,25; 5Н-1; 5В — 0,815; 3ХН-7,38; 3XV — 6.02

Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ

НеисправностьПричинаКак устранить
С трудом включаются все передачи, первая и задняя включаются со скрежетомНеполное выключение (тросы сцепления)Отрегулировать свободный ход исполнительных механизмов сцепления
Зацепление шестерен с треском и грохотомИзнос конического кольца синхронизатора или фаски каретки и стопорного штифтаЗаменить синхронизаторы
Большое усилие на рычаге переключения передачЗагрязнение подшипника шатуна дистанционного управления. Отсутствие или загущение смазки.Промойте подшипники и залейте новую смазку 185
Зубчатая звездочка с ударом и дребезжанием на делителеИзнос конических колец синхронизатора или стопорных фасок пальцев и каретки. Повышение давления в пневматической системе управления делителем. Разрыв диафрагмы редукционного клапана. Порча бисквита от вилки переключения на делитель.Меняйте синхронизаторы. Отрегулируйте редукционный клапан или разберите и очистите. Замените мембрану. Отрегулируйте зазор между кареткой и гайкой вилки переключения.
Автоматическое отключение передач на летуНеполное включение передачи из-за неправильного переключения передач, износа втулок вилки или ослабления вилки и рычагов.Устранение неполадок, замена изношенных деталей.
Оборудование не включеноРазрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей блока дистанционного управления. Сломаны пальцы или защелки ГРМ.Замените дефектные детали. Отрегулируйте коробку передач или замените изношенные детали. Меняйте синхронизаторы.
В комплект не входит разделительЗаедание поршней воздухораспределителя. Отрегулировано положение стопора запального клапана. Сломанный стержень клапана. Засорилась пневматическая система управления делителем. Обрыв провода клапана управления делителем.Разберите, промойте и смажьте детали воздушного коллектора смазкой 158. Отрегулируйте положение упора клапана. Заменить бампер. Промойте и продуйте дроссельную заслонку, воздуховоды и клапаны. Замените веревку.
Повышенный уровень шума при работе коробки передачИзношены или сломаны зубья шестерни. Разрушение подшипников.Замените дефектные детали.
Течь масла коробки передачИзношенные манжеты или потеря эластичности. Повышенное давление в картере коробки передач. Нарушение герметичности уплотнительных поверхностей.Замените манжеты. Промойте сапун. Подтянуть крепления, заменить прокладки.

коробка передач Камаз: устройство, разветвитель, схема включения

Механизм КАМАЗ переключения делителя: воздух управляет коробкой

КамАЗ – известный представитель грузоперевозок, сегодня производится в РФ. Надежность и устойчивость этих машин проверена годами. КамАЗы предназначены для работы в различных климатических зонах и подготовлены к большим эксплуатационным нагрузкам.

Что касается совмещения двигателей внутреннего сгорания и трансмиссии, то для того, чтобы недорогой, но не самый мощный двигатель КамАЗ обеспечивал достаточную производительность и долгий срок службы, отдельно была разработана и внедрена высоконадежная коробка передач КамАЗ.

Далее мы увидим характеристики, которые имеет коробка КамАЗ, как переключать передачи на КамАЗе, какая у КамАЗа схема переключения передач и т.д.

Коробка передач КамАЗа: особенности конструкции

Коробки передач, устанавливаемые на КамАЗ, отличаются от своих аналогов, устанавливаемых на другие грузовики, своими конструктивными особенностями. КПП КамАЗ при соблюдении правил эксплуатации и выполнении качественного технического обслуживания может работать без ремонта длительное время даже в сложных условиях.

Коробка КамАЗ является основным компонентом трансмиссии этого автомобиля. Изменяя крутящий момент двигателя и передавая его на ведущие мосты, коробка передач КамАЗ позволяет регулировать тягово-скоростные характеристики автомобиля в достаточно широком диапазоне, при этом более эффективно использовать двигатель внутреннего сгорания.

Коробки, устанавливаемые на КамАЗ, конструктивно достаточно просты. Коробка КамаЗА состоит из таких узлов и элементов, как:

  • картер;
  • ведущий, ведомый и промежуточный валы, установленные в картере коробки передач;
  • шестерни, синхронизаторы, подшипники;
  • механизм переключения передач;
  • разветвитель коробки передач КАМАЗ, дополнительная одноступенчатая или двухступенчатая коробка передач (используется в коробке передач модели КАМАЗ 15);

Примечание: Автомобили КамАЗ могут комплектоваться пяти-, шести-, восьми- или десятиступенчатыми коробками передач (КПП КамАЗ многоступенчатая с делителем).

КамАЗ коробка передач: типы и характеристики

На сегодняшний день автомобили КамАЗ комплектуются разными типами (моделями) коробок передач отечественного и зарубежного производства.

Перечень основных видов различных модификаций ящиков:

  • тип коробок 14 модельного ряда (141,142,144) — пятиступенчатая механическая коробка передач с трехходовым механизмом переключения (дистанционное переключение передач);
  • тип коробок модельного ряда 15 (152,154) — десятиступенчатая механическая коробка передач, представляющая собой пятиступенчатую коробку с двухступенчатым передним делителем, увеличивающим количество скоростей до 12, то есть 10 вперед и 2 назад (дистанционное переключение передач, пневмомеханическое переключение передач);Тип коробок передач 16 (161) модельного ряда: восьмиступенчатая механическая коробка передач, представляющая собой четырехступенчатую коробку передач ZF с расположенным сзади двухступенчатым планетарным рядом (ручное управление)
  • тип коробок передач из модельного ряда ZF (Германия) — многоступенчатые механические коробки передач, такие как: шестиступенчатая коробка передач ZF-6S1000; 9-ступенчатая коробка передач ZF-9S109 с дополнительной понижающей передачей и др.

Обратите внимание, что типы коробок модельного ряда 14 и 15, имеющие разную конструкцию и технические характеристики, отличаются друг от друга разными передаточными числами.

Схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач (от простой к сложной) зависит от типа коробки передач, установленной на автомобиле КамАЗ.

Например:

  • схема переключения коробки передач модельного ряда 14 предусматривает пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода (КПП КамАЗ этого модельного ряда не предназначена для перевозки грузов массой более 10 тонн или буксировки прицепов);
  • схема переключения передач модельного ряда 15, включающая в себя коробку передач (делитель), обеспечивает пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, а с помощью делителя возможно изменение скорости нижнего диапазона привода (марши становятся в два раза больше большой);
  • схема переключения передач коробки передач ZF от КамАЗ допускает многоступенчатое переключение передач: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В обеспечивает быстрое ускорение в нормальных условиях эксплуатации. 1Н-2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В — тяжелые условия эксплуатации в начале движения и др

Если рассматривать самый простой вариант, то механическая трансмиссия грузовика КамАЗ работает в двух режимах: первичном («Н») и вторичном («В»). Разделение передач на два режима значительно снизило нагрузку на двигатель внутреннего сгорания автомобиля.

Смена режима осуществляется с помощью специального рычага:

  • рычаг — облегченный режим движения автомобиля опущен;
  • рычаг поднимается: движение автомобиля в режиме больших нагрузок.

Кстати, чтобы тронуться, нужно раскрутить коленвал до нескольких тысяч оборотов в минуту.

Коробка КамАЗ с делителем: механизм управления делителем

Для снижения нагрузки на двигатель внутреннего сгорания автомобиля используется делитель (редуктор) — механизм с механическим принципом действия, активируемый при помощи переключателя на крыльях. Его основная функция заключается в увеличении передаточного числа коробки передач.

Элементы конструкции на примере коробки передач 15 модельного ряда:

  • клапан управления делителем;
  • редукционный клапан давления;
  • переключающий распределительный клапан;
  • механизм распределения воздуха;
  • воздухораспределительная труба;

Управление КамАЗом: КПП и разные эксплуатационные условия

При подъеме автомобиля КамаАЗ рекомендуется использовать более высокие скорости. Переключение с первой на вторую передачу осуществляется методом «двойного выключения сцепления» (для стабильной работы не забывайте нажимать на педаль акселератора, чтобы обороты двигателя не падали).

При спуске КамаАЗ не следует глушить двигатель, так как руль автомобиля может заблокироваться. Также не рекомендуется на спусках с включенным дополнительным торможением (вспомогательной тормозной системой), выжиманием педали сцепления и включением передач.

При движении КамаАЗа по скользкому дорожному покрытию рекомендуется тормозить двигателем внутреннего сгорания, используя передачи на КамАЗе, так как при экстренном торможении происходит блокировка колес грузового прицепа.

При дрифте сцепление должно быть включено. Если автомобиль движется, рекомендуется повернуть руль в том же направлении. Если машина остановилась, необходимо убрать ногу с педали акселератора, заблокировать дифференциал.

Обратите внимание, что неправильное торможение двигателем может сократить срок службы коробки передач и двигателя внутреннего сгорания. В то же время своевременное переключение на пониженную передачу замедлит вращение коленчатого вала и поможет предотвратить пробуксовку колес.

Что в итоге

Как видите, коробка передач КАМАЗ – это надежная механическая трансмиссия, отличающаяся качеством и прочностью в разных условиях эксплуатации. Главное правильно пользоваться коробкой.

Однако нельзя забывать, что устройство необходимо регулировать и регулировать, так как большинство поломок коробки передач КамАЗ связаны именно с нарушениями регулировки (например, механизма привода и рычага переключения передач, делителя клапанов и т д.).

Кроме того, коробка нуждается в регулярном и своевременном обслуживании, диагностике и периодических проверках на полноценную работоспособность. Только в этом случае можно говорить о том, что агрегат полностью раскроет весь обещанный ресурс.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое автомобильная раздаточная коробка. Из этой статьи вы узнаете, что такое раздатка, как она работает, для чего нужна раздаточная коробка, а также какие основные функции выполняет такой агрегат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector