ВАЗ 21213 раздатка и её устройство, схема, центровка, снятие

Автомобили семейства «Нива» отличаются от автомобилей ВАЗ постоянным полным приводом — у них две ведущие оси. Всего у ВАЗовского внедорожника в трансмиссии три дифференциала – по одному на каждую ось и еще один межосевой дифференциал.

 

Схема устройства раздатки ВАЗ 2121

1. Сальник; 2. Кольцо упорное переднего подшипника карданного вала; 3. Крышка переднего подшипника; 4. Передний подшипник приводного вала; 5. Передняя крышка раздаточной коробки; 6. Верхняя передача; 7. Ступица муфты переключения передач; 8. Муфта переключения передач; 9. Пониженная передача; 10. Картер раздаточной коробки; 11. Задний подшипник карданного вала; 12. Ведущий вал; 13. Задняя крышка раздаточной коробки; 14. Промежуточный вал; 15. Задний подшипник промежуточного вала; 16. Подшипник картера заднего дифференциала; 17. Регулировочное кольцо подшипника ведущего вала заднего моста; 18. Подшипник карданного вала заднего моста; 19. Сальниковое уплотнение; 20. Фланец приводного вала заднего моста; 21. Вал привода заднего моста; 22 упорное кольцо подшипника; 23. Коробка дифференциала; 24. Шестерня привода заднего моста; 25. Спутник; 26 Сателлитная ось; 27. Стопорное кольцо сателлитного вала; 28. Шайба пружинная; 29. Шестеренчатый привод; 30. Стопорное кольцо корпуса подшипника дифференциала; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Карданный вал переднего моста; 33. Редуктор переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала переднего моста; 35. Шайба пружины подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Корпус подшипника стопорного кольца Дифференциал; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Карданный вал переднего моста; 33. Редуктор переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала переднего моста; 35. Шайба пружины подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Корпус подшипника стопорного кольца Дифференциал; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Карданный вал переднего моста; 33. Редуктор переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала переднего моста; 35. Шайба пружины подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Спидометр с шестеренчатым приводом; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. ​​Задний опорный кронштейн двигателя.

I. Включена высшая передача; II включена пониженная передача; Включена 3-я низшая передача, дифференциал заблокирован.

Раздаточная коробка «Нивы» предназначена для распределения привода между осями и работает по принципу двухступенчатой ​​коробки передач.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива

Раздатка есть не на всех автомобилях ВАЗ, а только на автомобилях с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) установлена ​​за коробкой передач, к ее штоку прикреплен задний карданный вал, соединяющий раздаточную коробку с задним мостом. Передний мост также приводится от РЦ, он связан с раздаточной коробкой передним карданным валом.

Понижающая передача в РК рассчитана на высокий крутящий момент, используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. Раздаточная коробка ВАЗ Нива содержит следующие основные детали:

  • само тело;
  • приводной вал переднего моста;

    ВАЗ 21213 раздатка и её устройство, схема, центровка, снятие

  • промежуточный вал;
  • приводной вал;
  • шестерни;
  • аспекты;
  • коробка дифференциала;
  • спутники;
  • муфта блокировки дифференциала;
  • муфта переключения передач;
  • фланцы (для соединения с карданными валами);
  • сальники;
  • рычаги управления

Раздаточная коробка Нива 21213

Модель ВАЗ-21213 — легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокируемым дифференциалом. Марка 21213 представляет собой рестайлинговую версию первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нива 21213 имеет три передачи:

  • первый, с передаточным числом 1,2;
  • второй, уменьшенный — с номером 2135;
  • нейтральный

21213 комплектуется 4- и 5-ступенчатыми коробками передач, а при включении первой передачи машина работает в стандартном режиме передаточных чисел в 5-ступенчатой ​​трансмиссии. Контрольные точки следующие:

  • 1 — 4,4;
  • 2 — 2,52;
  • 3 — 1,63;
  • 4 — 1,2;
  • 5 — 0,98.

При включении второго положения рычага раздаточной коробки (заднее положение) передаточные числа изменяются (уменьшаются):

  • 1 — 7,83;
  • 2 -4,48;
  • 3 — 2,90;
  • 4 — 2,14;
  • 5 — 1,75.

На обычных дорогах раздаточная коробка постоянно находится на первой передаче, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающая передача) передвинут вперед. Нейтральная передача РК отключает коробку передач, и в этом положении машина не едет, в коробке тоже есть нейтралка.

Автолюбители часто задают вопрос: зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке? Нейтраль используется, когда к трансмиссии подключаются дополнительные агрегаты, например механическая лебедка, в этом случае также необходимо установить коробку отбора мощности.

Раздаточная коробка Нива 21214

На автомобилях Нива (за исключением Нивы Шевроле) применяются два основных типа раздаточных коробок:

  • 21213 (модификации 21213-1800020-01 и 21213-1800020-02):
  • 21214 (модификации 21214-1800020-01, 21214-1800020-02, 21214-1800020-10).

Между собой листочки имеют практически одинаковую конструкцию — на РК 21214 установлен дополнительный блок датчика скорости.

Раздаточная коробка Нива Шевроле

Раздатка автомобиля ВАЗ 2123 в основном имеет то же устройство, что и узел 21213/21214, но для «Шеви Нива»:

  • другой механизм управления (с рычагом);
  • установлен дополнительный кронштейн (на простой Ниве РК крепится на двух кронштейнах, на автомобиле ВАЗ 2123 — на трех кронштейнах).

Неисправности раздаточных коробок ВАЗ

Раздатка на Ниве достаточно надежный узел, проблемы с ремонтом самого механизма возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК; если по какой-то причине масло вытекло, это вызывает интенсивный износ всех деталей. Общие неисправности включают в себя:

  • вибрация в кузове на различных скоростях при движении автомобиля;
  • вибрация в момент запуска автомобиля;
  • шум на раздатке при скольжении или вхождении автомобиля в поворот;
  • тугое включение повышения или понижения передачи, затрудненное включение блокировки.

Вибрация

Вибрация в кузове – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация возникает на автомобилях ВАЗ 21213/21214, так как ГРМ крепится только на двух креплениях к бортам кузова, на Шевроле Нива раздаточная коробка установлена ​​уже на трех опорах.

Но прежде чем приступить к регулировке положения раздаточной коробки, необходимо проверить состояние других деталей ходовой части; вибрация может возникать и по другим причинам:

  • карданные валы плохо закреплены;
  • несбалансированные колеса
  • есть люфт в шарнирах карданного вала (особенно влияет на вибрацию люфт в шарнирах заднего карданного вала);
  • вибрация исходит от самого двигателя.

Вибрация при запуске в «Ниве» может возникать и по следующим причинам:

  • разблокировано крепление кронштейнов крепления дозатора;
  • резина на самих креплениях RC была сломана.

Центровка раздаточной коробки

Правильную установку раздаточной коробки можно выполнить несколькими способами. Чаще всего в автомастерских используют следующий метод:

  • подвесить автомобиль на подъемнике;
  • ослабить фиксацию буклета;
  • запуск двигателя;
  • включить передачу и разогнать автомобиль по спидометру до скорости, при которой возникает вибрация (часто возникает на скорости от 40 до 80 км/ч);
  • не нажимая тормоза, они гасят скорость двигателем, а затем выключают зажигание.

Сама раздатка в некоторых местах отцентрована, осталось только подтянуть крепления опор.

Также можно отрегулировать положение РК с помощью троса, делаем это следующим образом:

  • ослабьте четыре крепления крепления раздаточной коробки;
  • закрепляем один конец троса в резиновой муфте карданного вала;
  • крепим еще один кусок троса на ШРУС, остальные концы троса собираем воедино;
  • вращаем вал, если раздаточная коробка не отцентрована, концы троса при вращении будут расходиться;
  • задача — установить раздаточную коробку подбором так, чтобы концы троса практически не отделялись друг от друга в любом положении при повороте вала.

Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей

Установка третьей опоры РК на автомобили ВАЗ 21213/21214 позволяет снизить уровень вибрации раздаточной коробки, с такой опорой легче центрировать раздаточную коробку. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить самостоятельно.

Готовое изделие идет с тремя длинными шпильками (для модели 2121), для установки третьего крепления на эту машину необходимо будет открутить короткие шпильки с раздаточной коробки и установить новые шпильки из комплекта. Мы ремонтируем следующим образом:

  • снять сиденье переднего пассажира в салоне;
  • снять облицовку тоннеля с пола;
  • в салоне отодвигаем ковер, закрывающий корпус усилителя (перед рычагом ручника);
  • снять раздаточную коробку (как вариант можно просто повесить, но со снятием установка третьего крепления удобнее);
  • закрепляем скобу нового кронштейна на корпусе RC;
  • устанавливаем раздаточную коробку на место, центрируем ее в оптимальном положении, прикручиваем боковые опоры;
  • совмещаем третью опору с корпусом, в днище сверлим два отверстия;
  • с помощью шайб, винтов и гаек (из комплекта) крепим кронштейн к нижней части корпуса.

Вибрация наиболее эффективно устраняется установкой подрамника под раздаточной коробкой. Вы также можете сделать такое устройство своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.

Для установки подрамника необходимо снять раздаточную коробку. Такие работы удобнее проводить в колодце, ремонт проводим следующим образом:

  • оставить автомобиль в нейтральном положении;
  • отсоединяем карданный вал от раздаточной коробки, рекомендуется пометить фланец карданного вала и РЦ установить карданный вал согласно маркировке при установке; таким образом исключается появление ненужных вибраций;
  • снимите кронштейн крепления глушителя;
  • снимите поперечину с коробки передач;
  • поднять раздатку, снять боковые опоры с РК;
  • обрабатываем посадочные места от подрамника до кузова мовилем;
  • насаживаем подрамник на шпильки коробки передач;
  • размечаем точки крепления подрамника на стрингерах, сверлим отверстия, грунтуем болты на кузове;
  • затяните все крепления, кроме кронштейнов дозатора;
  • делаем центровку РК;
  • окончательно затяните крепления раздаточной коробки.

Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РЦ не всегда приносит желаемый эффект, в некоторых случаях вибрация только усиливается.

Снятие раздатки Нива

Для ремонта раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214) предварительно необходимо снять узел. Удаление осуществляется в следующем порядке:

  • в салоне разбираем пластиковые накладки рычага переключения передач и рычаги переключения передач;
  • откручиваем ручки рычагов переключения раздаточной коробки, снимаем кожух под ними;
  • отсоединить трос спидометра, для РК 21214 нужно будет дополнительно отсоединить датчик скорости;
  • открутить болты с гайками крепления упругой муфты переднего и заднего карданных валов, для снятия болтов необходимо провернуть карданы; они снимаются по одному в определенном месте на валу;
  • под раздатку устанавливаем домкрат (или другой упор), размечаем места крепления боковых опор РК. Это сделано, чтобы свести к минимуму выравнивание раздаточной коробки во время установки;
  • открутить 4 гайки, которые крепят редуктор к коробке передач;
  • откручиваем 4 крепления от креплений РК к кузову автомобиля;
  • теперь осталось только разобрать раздаточную коробку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector