Устройство и принцип работы КПП

Редукторы, произведенные немецкой компанией ZF Friedrichshafen AG, крупнейшим производителем систем трансмиссии, рулевого управления и подвески, использовались европейскими автомобильными и строительными компаниями для оснащения иностранных автомобилей. После создания в 2005 году в Набережных Челнах совместного российско-германского предприятия ООО «CF KAMA» эти агрегаты были установлены на камские грузовики.

Редуктор

Завод выпускает различные модели коробок передач ZF для КамАЗа:

  1. Серия ZF 6S700. Простые 6-ступенчатые трансмиссии с малым весом, небольшими размерами и простой конструкцией.
  2. ZF9 — ТО Ecomid 9S1310 с 9 ступенями. Широко используются в грузовиках средней грузоподъемности: самосвалах КАМАЗ-65115 и тягачах 65116, имеют пониженную передачу, позволяющую перемещать большие грузы с оптимальной скоростью.
  3. ZF Ecosplit 16S1820 TO — это 16-ступенчатая коробка передач. Он устанавливается на тяжелые машины с двигателями 740.51-320, 740.50-360 мощностью 160-500 л.с.
  4. ZF AS Tronic 12S1930 TO — 12-ступенчатая. Он редко используется в тяжелых грузовиках.

Устройство и принцип работы

Каждый тип коробки передач ZF в КАМАЗе имеет свой агрегат. Так, 6-ступенчатые модели ZF 6S являются механическими и имеют синхронизаторы на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й передачах.

Вариаторная коробка передач

Коробка передач ZF 9S1310 включает в себя:

  • 4-ступенчатая понижающая и реверсивная коробка передач с кулачковыми муфтами;
  • Планетарный демультипликатор, который удваивает количество передач.

В результате получается 9 скоростей для движения вперед и 1 для движения назад. 4-ступенчатая коробка передач имеет механическое переключение и сервопереключатель. Схема сдвига — «двойная H» или «каскадная H».

Демультипликатор имеет клапан двойного действия и пневматический привод и обеспечивает:

  • с «двойной Н» — автопереключение при переключении с 3/4 на 5/6 и наоборот;
  • с «каскадом Н» — переключатель предварительного выбора на рычаге переключения передач.

В коробках передач ZF Ecomid шестерни приводятся в действие синхронизаторами, процесс происходит следующим образом

  • без двойного сцепления при переключении с низших на высшие передачи;
  • без ускорения и выключения сцепления при переключении с высшей на низшую передачу.

Коробка передач ZF 16 была разработана для тяжелых грузовиков, поскольку чем больше степень изменения передач, тем меньше нагрузка на двигатель, тем быстрее разгоняется автомобиль. Конструкция коробки передач ZF 16 s 151 предполагает наличие синхронизатора, что значительно упрощает процесс переключения передач и продлевает срок службы двигателя, сцепления и самой коробки передач.

Модель скорости

Модель 16-ступенчатой коробки передач ZF 16S151 состоит из:

  • трансмиссия;
  • демультипликатор;
  • передний рассекатель.

Коробка передач представляет собой синхронизированный блок с 4 передачами и валами переключения задней или передней оси, сервошифт. Включение задней скорости обеспечивается зубчатой муфтой, а выбор передач — двойным Н-образным или наложенным Н-образным механизмом.

Демультипликатор осуществляет сдвиг в 2 режимах:

  • при переходе от 3/4 к 5/6 и наоборот, исполняется по схеме «двойной Н»;
  • с преселектором в схеме «наложенная Н».

Сервопереключатель представляет собой пневмомеханическое управление с главным цилиндром.

Для переключения требуется пневматическая активация. Коробка передач может быть оснащена отбором мощности и гидродинамическим замедлителем. Большее количество передач снижает дорожные нагрузки, делая движение по дороге более плавным и снижая расход топлива до 15%.

Технические характеристики

ТОУ КАМАЗ ZF 9S1310 имеет следующие технические характеристики:

Силовой агрегат КАМАЗ

  1. Максимальный входной крутящий момент — 1300 Н*м.
  2. Передаточные числа:
    • для форварда — 9,48-0,75;
    • реверс — 8.97.
  3. Тип тахометра — электронный, z=8.
  4. Вес — 190 кг.
  5. Угол наклона редуктора — до 3°.
  6. Максимальное давление воздуха — 10 бар.

Параметры работы коробки передач КамАЗ ZF 16:

Редуктор

  1. Входной крутящий момент — 1850 Н*м.
  2. Передаточные числа:
    • на форвард — 16.41-1.00;
    • реверс — 15.36-12.92.
  3. Тип спидометра — электронный, z=6.
  4. Вес конструкции составляет 289 кг.
  5. Наклон коробки передач — 0-3°.
  6. Стандартное давление воздуха — 6,2-10 бар.

Технические характеристики коробки передач ZF 6S 700:

  • Вес — 100 кг (без масла)
  • Высота — 79 см
  • Длина — 96 см
  • Ширина — 150 см
  • Входной крутящий момент (макс.) — 700 Н*м
  • Передаточные числа: 1-0,6/ 2-3,32/ 3-2,07/ 4-1,40/ 5-1,00/ 6-0,79/ R-5,58

Данная коробка передач используется в автомобилях КАМАЗ 4308, 43253. Более подробные характеристики, такие как объем и тип масла, можно найти в руководстве, прилагаемом к коробке передач.

Переключение КПП ZF на автомобилях КамАЗ

Для продления срока службы трансмиссии, а также для снижения расхода топлива используйте самую высокую передачу и ездите на средней частоте вращения коленчатого вала.

КАМАЗ 6520 оснащен коробкой передач zf16. На рисунке показана схема переключения передач:

Схема переключения коробки передач КАМАЗ ZF

Коробка передач оснащена синхронизатором для облегчения переключения передач. Ряды 3-4 и 5-6 являются нейтральными в узоре двойной Н. Чтобы выбрать 1-2 или 7-8, переместите рычаг в сторону нужного ряда.

Порядок сдвига для наложенного шаблона H будет немного отличаться. Холостой ход выполняется в рядах 3-4 и 7-8. Как и в предыдущем случае, переключение на ряды 1-2 и 5-6 выполняется путем направления рычага в сторону этого ряда. В среднем положении ряда рычаг возвращается в исходное положение. Та же процедура используется при переключении на ZF 9.

Как правильно переключать

Производитель коробки передач ZF16 выпустил рекомендации по использованию. Имеется множество схем с пояснениями, которые наглядно показывают, как правильно переключать передачи.

Двигайтесь по склону только на первой передаче. Передачи должны включаться при выключенном сцеплении (педаль полностью выжата). Также обратите внимание, что переключение передач должно происходить на минимальных оборотах холостого хода.

Передачи переключаются с помощью рычага в соответствии со схемой. При снижении скорости переключайте передачи в строгом порядке от 8 до 1. Не переключайтесь с высшей передачи на низшую на скорости выше 30 км/ч.

Для переключения с ускоряющей на замедляющую передачу в разделителе (и наоборот) поднимите/опустите переключатель управления разделителем, удерживайте в течение 1 секунды и опустите педаль сцепления — передача переключится автоматически.

Коробка передач ZF 16 была разработана для тяжелых грузовиков, поскольку чем больше степень изменения передач, тем меньше нагрузка на двигатель, тем быстрее разгоняется автомобиль. В конструкции коробки передач ZF 16 s 151 предусмотрен синхронизатор, который значительно упрощает процесс переключения передач и продлевает срок службы двигателя, сцепления и самой коробки передач.

Обслуживание и ремонт

Автомобили КАМАЗ с автоматическими и механическими коробками передач должны обслуживаться на СТО, иначе возможны проблемы с гарантией. Техническое обслуживание заключается в замене масла. Интервалы зависят от типа коробки передач и условий эксплуатации автомобиля. Замена смазочных материалов обычно производится через 45-90 000 км пробега, в особо тяжелых условиях эксплуатации — не реже чем через 1 000 часов работы.

Что необходимо для продления срока эксплуатации КПП

Во избежание неисправностей необходимо соблюдать рекомендации производителя по использованию.

Необходимо правильно настроить редукторы, в соответствии со схемами (двойной или каскадный H).

Также важно регулярно проверять уровень масла в коробке передач, меняя его через каждые 30 000 км пробега. Производители всегда указывают, какое масло необходимо для конкретной модели трансмиссии.

Зимой очень важно прогревать коробку передач, иначе загустевшее масло не сможет в достаточной степени смазать детали, что приведет к преждевременному износу.

Всегда включайте 1-ю передачу и переключайте передачи при выключенном сцеплении.

Также важно проверить и при необходимости отрегулировать все компоненты трансмиссии.

Контроль уровня

Объемы заполнения указаны на заводской табличке на боковой стороне редуктора. Перед заправкой бачок опорожняется, и через отверстие заливается трансмиссионная жидкость. Уровень масла проверяется следующим образом: уровень правильный, если он достиг нижнего края контрольного отверстия или когда масло вытекает.

Как выбрать масло

Какое масло выбрать

Коробки передач ZF 9S1310 и ZF 16S151 подходят для использования с маслом, соответствующим перечню смазочных материалов TE-ML 02, и могут быть заказаны во всех сервисных центрах ZF. Производитель рекомендует использовать трансмиссионное масло ZF-Ecofluid M.

Как выбрать масло

Объем масла в коробке передач ZF 9 составляет 9 литров, в коробке передач КАМАЗ ZF 16 — 11 литров при стандартной комплектации, 8 литров при замене.

Неисправности и их устранение

Если передачи включаются с трудом, причиной является неполное выключение сцепления. В этом случае производится его регулировка и проверка клапана, к которому подключен распределитель. Соединительный клапан всегда должен быть чистым и не должен закрываться. Если устройство отрегулировано неправильно, синхронизатор может быть разрушен.

Ремонт коробки передач

Если ржавчина, конденсат и другие загрязнения из приемной системы попадают в клапаны и цилиндры, редуктор автоматически отключается. Заранее установите конденсатоотводчик от воздухоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Сливайте воду раз в неделю, зимой — ежедневно.

Если коробка передач в делителе самопроизвольно выключается, отрегулируйте движение рычага механизма.

Типичные неисправности коробки передач ZF — самопроизвольное отключение трубки демультипликатора, неприятные шумы при включении. Проблема может быть вызвана неправильной эксплуатацией: переключение на передачу S на скорости выше допустимой приводит к повреждению синхронизатора или его отдельных частей.

Коды ошибок АКПП ZF

Автоматическая коробка передач ZF AS-Tronic может сообщить о неисправности. Чтобы устранить неисправность, просто сопоставьте код с вероятной причиной неисправности.

Некоторые коды неисправностей SPN:

  • 2 — имеется короткое замыкание в переднем рассекателе (клапан Y2)
  • 10 — нет давления воздуха на главный клапан
  • 13 — короткое замыкание в ком.
  • 21 — произошло быстрое отключение сцепления
  • 27 — нет сигнала шины CAN
  • 35 — неисправный выход клапана Y3 (передний делитель)
  • 63 — неисправность разъединения передачи

Ремонт КПП ZF

Перед проведением ремонтных работ необходимо провести диагностику. Для этого необходимо определить код неисправности, соотнести его с типом неисправности и ее возможной причиной. В некоторых случаях неисправность можно устранить своими руками, но поскольку коробка передач — сложное устройство, лучше доверить ремонт профессионалам.

Для того чтобы отремонтировать коробку передач, ее необходимо сначала разобрать:

  1. Снимите узел переключения передач: выкрутите болты M8 из корпуса переключения, снимите картер и уплотнения, снимите упорную пластину и пружину
  2. Снимите фланец подшипника: ослабьте крепежные болты, снимите фланец и уплотнения.
  3. Снятие валов и валиков: выкрутить заглушки с уплотнением, вынуть пружины и штифты из картера, выкрутить болты по периметру картера. Ослабьте контргайку на фланце карданного вала. Вытащите игольчатые подшипники, центральный вал управления. Снимите вторичный вал и вилку переключения.

В процессе работы детали могут быть собраны, уплотнения заменены, соединения усилены, изношенные болты заменены. Нефтяной осадок также должен быть очищен.

Из кода неисправности можно узнать рекомендации по ремонту, например, при коротком замыкании регулятора давления сцепления следует проверить все провода и соединения, если где-то зажат провод или есть обрыв, то эту секцию следует заменить.

Помимо электроники, очень часто встречаются неисправности трансмиссии, в частности, поломка синхронизатора. В таких случаях необходимо его заменить.

Цена

Цена новой коробки передач ZF-9S 1310 на КамАЗ достигает 300 тысяч рублей, цена восстановленной после капремонта — 230 тысяч рублей.

Цена продажи

Цена коробки передач ZF-16 составляет 370 тысяч рублей, подержанной после капитального ремонта и испытаний — 200 тысяч рублей.

Вы когда-нибудь использовали коробку передач ZF? Какие аспекты его функционирования вам понравились/не понравились?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector