Разница между электрическими и механическими датчиками заключается в принципе работы. Конструктивно электронный датчик давления масла, устанавливаемый на КАМАЗ Евро-2 и другие автомобили, проще своего механического аналога. Идея заключается в том, чтобы своевременно информировать пользователя о рисках, связанных с падением давления. Состав электронного устройства: корпус, мембрана, шток, контакты. На приборной панели также имеется индикатор.
Если давление жидкости достигает заданного уровня, пластина внутри датчика сжимается. Деформация пластины вызывает движение штока, который размыкает контакты. Разомкнутая цепь автомобиля не позволяет загореться индикатору на приборной панели.
Низкий напор жидкости недостаточен для перемещения мембраны, чтобы сдвинуть шток, толкатель не перемещается. В этом случае цепь постоянно замкнута, и загорается контрольная лампочка, предупреждающая водителя о неисправности в трансмиссии. Продолжение работы двигателя чревато серьезными повреждениями, поэтому водитель должен как можно скорее определить неисправность. Такая продукция устанавливается на двигатели КамАЗ 740.31-240 Евро-2 и другие.
Схема электронного измерителя головки смазки:
Механическое устройство конструктивно отличается. Таким образом, помимо корпуса, толкателя и диафрагмы, устройство содержит нихромовую обмотку, ползунок и другие менее важные детали. Принцип работы заключается в том, что шток толкателя перемещает ползунок на нихромовой пластине. Шкала с цифрами показывает, где сейчас находится ползунок. Мембрана перемещает толкатель, изменяя давление, шток жестко соединен с резистором. Эта информация отображается на индикаторе приборной панели.
Схема измерителя напора смазки (механический):
Эти счетчики предоставляют больше информации, чем электронные устройства, и поэтому становятся все более популярными. Эти механизмы устанавливаются на двигатели КАМАЗ 740.63-400 Евро 3, Евро 4.
- с дизельным двигателем Cummins ISF 2.8
- Как сбросить ошибки
- Технические характеристики
- ISX15
- Ремонт по заводским технологиям
- Видео «Получение кодов ошибок»
- Регулировка сцепления
- Система диагностики двигателей Камменс
- Диагностика автомобилей
- Какими моделями ЭБУ оснащены КАМАЗЫ
- Как завести КамАЗ, если сели аккумуляторы
- Как сбросить ошибки
- Комбинированный датчик давления наддува/температуры воздуха во впускном коллекторе
- Регулировка клапанов Cummins 6ISBe и метки.
- Российский Cummins ISBe
с дизельным двигателем Cummins ISF 2.8
Мы также рекомендуем регулировать зазоры клапанов не реже одного раза в 150 000 км (или чаще).
Когда двигатель работает, зазор клапана увеличивается, что влияет на компрессию. Это может привести к повышенному расходу топлива, снижению мощности, стуку клапанов и возможности выпадения седел. Если седла вылетают, головку блока цилиндров можно заменить или отремонтировать.
Если клапан «доходит» до поршня, поршень заменяется. Поэтому со временем регулировка клапанов на Cummins, как и на любом другом двигателе, становится необходимой.
Регулировка клапанов на Газели с двигателем Cummins ISF 2.8, как и на любом другом двигателе, является стандартной и необходимой процедурой. После этой процедуры компрессия увеличивается, расход уменьшается, двигатель начинает тянуть лучше и работать ровнее.
Чтобы самостоятельно отрегулировать клапаны на двигателе Cummins ISF 2.8, сделайте следующее:
1) Снимите трубку сапуна.
2) Отсоедините топливопроводы от форсунок.
3) Снимите топливную рейку, ослабив гайки.
4) Снимите форсунки, отсоединив держатели форсунок и держатель форсунок.
5) Снимите клапанную крышку.
6) Затем отрегулируйте клапаны. Впускные клапаны короткие, выпускные — длинные.
Поворачивайте шкив коленчатого вала (демпфер) до тех пор, пока отверстие на нем не совместится с отверстием на блоке.
Проверьте зазоры в коромыслах: зазор на входе — 0,25 зазор на выходе — 0,5
7) Соберите все в обратном порядке.
Вот, пожалуй, все самые важные нюансы эксплуатации Газели Бизнес или Некст с двигателем Cummins ISF 2.8.
Как сбросить ошибки
Сброс на КАМАЗ-4334, 5308 и других моделях может быть выполнен следующим образом:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Отсоедините положительную клемму от аккумулятора на 5-15 мин.
- Подключите клемму обратно к аккумулятору.
- Перед запуском двигателя от стартера поверните ключ зажигания в последнее положение. На приборной панели должны загореться лампы и индикаторы.
- Оставьте ключ в таком положении на 1 минуту.
- Поверните ключ зажигания в исходное положение.
Если это не помогло, замкните цепь автомобиля. В этом случае после сброса необходимо заменить защитный элемент.
Технические характеристики
Грузовики КАМАЗ сегодня оснащаются тремя типами двигателей Cummins. Это приводные агрегаты с обозначениями — ISBe, ISLe, ISX15. Эти двигатели зарекомендовали себя как одни из лучших, поэтому их стоит устанавливать на легендарные автомобили.
Каждый двигатель имеет свои технические характеристики, поэтому их следует рассматривать отдельно. Поэтому стоит отдельно описать двигатель Камминз Камаз и его технические характеристики.
Имя | Характеристики |
Производитель | Cummins |
Тип двигателя | Дизель |
Конфигурация | 4- или 6-цилиндровый рядный |
Количество цилиндров | 4 и 6 |
Объем | 8,9 литра |
Мощность | 185-300 Л.С. |
Диаметр поршня | 107 мм |
Охлаждение | Жидкость |
Управление | Евро-3 |
Срок службы, км | 1,0 млн. |
Система воздухозабора двигателя | Турбонаддув и воздушное охлаждение |
Топливная система | Насос Bosch P7100 |
Имя | Характеристики |
Производитель | Cummins |
Тип двигателя | Дизель |
Конфигурация | 6-цилиндровый рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Объем | 8,9 литра |
Мощность | 310 Л.С. |
Диаметр поршня | 107 мм |
Охлаждение | Жидкость |
EconoRms | Евро-3 |
Срок службы, км | 1,0 млн. |
Система воздухозабора двигателя | Турбонаддув и воздушное охлаждение |
Топливная система | Насос Bosch P7100 |
ISX15
Имя | Характеристики |
Производитель | Cummins |
Тип двигателя | Дизель |
Конфигурация | 8 цилиндров V-образного типа |
Количество цилиндров | 8 |
Вместимость | 15,0 литров |
Мощность | 437-600 Л.С. |
Диаметр поршня | 105 мм |
Охлаждение | Жидкость |
Эконормы | Евро-3 |
Срок службы, км | 1,0 млн. |
Система воздухозабора двигателя | Турбонаддув и воздушное охлаждение |
Топливная система | Насос Bosch P7100 |
Ремонт по заводским технологиям
Совершенно новым измерением в деятельности компании «КАММИНЗ КАМА» является вывод на российский рынок проекта «Сервисный ремонт двигателей». Она имеет благую цель: оптимизировать расходы перевозчика на ремонт двигателей Cummins ISBe. В основном, это относится к «шестеркам», причем не только к автомобильным моделям Евро-3, Евро-4 и Евро-5, но и к двигателям Cummins QSB TIER-3 для промышленного применения. Конструктивно эти двигатели очень похожи друг на друга. Предлагаются две версии двигателей. Первый, так называемый «короткий блок», представляет собой «собранный» блок с коленчатым валом, шатунами, поршнями, поршневыми кольцами и поршневыми пальцами.
Важно: все эти детали сходят с конвейера, полностью исправны и прошли 100% контроль качества от Cummins. Кроме того, те же детали, находящиеся в России, можно приобрести отдельно.
Пакет Short Block — это двигатель без масляного поддона, головки и передней крышки, хотя все важные отверстия закрыты технологическими заглушками.
К сожалению, здесь нет ни привода клапанов, ни масляного насоса, но этому есть объяснение. Дело в том, что по результатам анализа интенсивности отказов двигателей Cummins ISBe и Cummins QSB, проведенного специалистами компании Cummins компанией KAMA, было установлено, что основными проблемами являются износ поршневой группы из-за попадания пыли в двигатель, а также коленчатого вала — из-за некачественного масла и фильтров, холодного запуска и т.д. Использование короткого блока при капитальном ремонте может быстро и эффективно решить все эти проблемы. А распредвал и масляный насос практически «вечны» и, как и все остальные крепления, просто переводятся с ремонтируемого двигателя. Кроме того, в качестве бонуса прилагается комплект прокладок. Если вам необходимо дополнить комплект другими деталями, вы можете обсудить это со специалистами КАММИНЗ КАМА.
Двигатель во втором комплекте — длинноблочный. Это почти полностью собранный двигатель, «закрытый» со всех сторон. За исключением того, что здесь нет маховика. Ну, и нет никакого «подвоха»: выпускной коллектор, турбокомпрессор, фильтры, водяной насос, насос рулевого управления. Что касается электрики — нет ЭБУ, генератора, стартера или жгута проводов. Что касается топливной системы (напомню, здесь это электронно-управляемая система Common Rail), то блок впрыска топлива не устанавливают, но форсунки и рампа установлены. Опять же, согласно статистике отказов, больше всего проблем возникает с форсунками, а также с засорением рампы, но топливная форсунка работает без проблем или выходит из строя гораздо позже, чем первый, а возможно, и второй комплект форсунок. Цены на Cummins ISBe в исполнении Short block и Long block следует уточнять у дилера, но они должны быть вполне демократичными. Кроме того, возможны скидки.
Если для сборки двигателя из версии с коротким блоком вам все еще нужен механик, то для почти собранного двигателя с длинным блоком вы можете привлечь механика с подготовкой уровня 3 или опытного водителя. Примерно такой же уровень квалификации требуется для сборки собранного двигателя на автомобиле. В целом, запас основных узлов имеет смысл при большом количестве однопутных транспортных средств. И двигатель является одним из первых кандидатов на свою полку в агрегатном магазине. Тем более, что теперь нет необходимости регистрировать замену двигателя в ГАИ. Не вдаваясь в подробности, справедливо будет сказать, что 10-15 грузовиков с годовым пробегом 70-100 000 нуждаются в одном запасном двигателе Cummins ISBe после 3-4 лет эксплуатации. Это позволит значительно сократить время простоя для ремонта. Конечно, организация производства «запасных» двигателей выгодна для компании: Это обеспечивает более эффективное использование производственных мощностей. Но перевозчики заинтересованы в этом не меньше. Этими двигателями могут оснащаться не только современные самосвалы КАМАЗ-65115 и высокопогруженные КАМАЗ-65117, но и старые грузовики Iveco и DAF, импортированные 15 лет назад из Европы. А также в грузовиках и автобусах других марок, где Cummins ISBe никогда не устанавливался, но вполне реально провести модернизацию и получить при этом хорошую мощность и предсказуемый срок службы.
Вероятно, следующим шагом в развитии сервиса дизельных двигателей Cummins ISBe в России должен стать капитальный ремонт двигателей на заводе CUMMINS KAMA. Таким образом, перевозчик может вернуть двигатель за один день, оплатить ремонт за счет кредита от стоимости возвращаемого агрегата и получить взамен двигатель не хуже нового. Пока же запчасти для капитального ремонта Cummins ISBe или двигатели можно приобрести в рамках проекта «Сервисный ремонт двигателей» в сервисных центрах ПАО «КАМАЗ» (их около 190 по всей стране) или в специализированных центрах Cummins (их в России около 30).
Видео «Получение кодов ошибок»
На видео показан пример загрузки кодов неисправностей 36 и 37.
Таблица кодов неисправностей двигателя (коды Blick)
Неисправность педали акселератора
Проверьте подключение педали акселератора. Обратитесь в службу поддержки клиентов
Неисправность датчика атмосферного давления (датчик встроен в ЭБУ)
Продолжайте водить машину. Связаться со службой поддержки клиентов
Физическая неисправность датчика давления воздуха
Неисправность датчика сцепления
Проверьте датчик сцепления. Продолжайте водить машину. Не используйте функцию круиз-контроля. Обратитесь за помощью в мастерскую.
Неисправен главный датчик частоты вращения двигателя (коленчатого вала) См. рисунок Монтаж датчиков на двигателе )
Проверьте и подключите исправные датчики частоты вращения двигателя. Продолжайте водить машину. Обратитесь в службу поддержки клиентов.
Датчики скорости имеют неправильную или обратную полярность
Неисправность вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (распредвала) (см. рисунок: Установка датчиков на двигателе)
Неисправность главного реле в электронном блоке управления
Проверьте главное реле и его подключение. Продолжайте водить машину. Обратитесь в сервисный центр.
Двигатель может не запуститься.
Проверьте контакт штекера HPF. Немедленно обратитесь в сервисный центр.
Несоответствие педалей акселератора и тормоза
Проверьте педаль акселератора, возможно, она заблокирована. Немедленно обратитесь в сервисную службу.
Плохой контакт датчика положения шестерни (датчик встроен в привод топливного насоса).
Двигатель может не запуститься.
Проверьте контакт разъема топливной рейки. Немедленно обратитесь в сервисную службу!
Неисправный датчик педали тормоза
Проверьте датчик педали тормоза и реле тормоза.
Продолжайте водить машину. Обратитесь в службу поддержки клиентов.
Неисправность электронного блока управления (аппаратная)
Двигатель может не запуститься.
Немедленно обратитесь в службу поддержки клиентов!
Неисправный датчик температуры наддувочного воздуха
Проверьте датчик температуры наддувочного воздуха. Продолжайте водить машину. Контактная служба.
Физическая неисправность датчика температуры наддувочного воздуха
Неисправен датчик давления наддувочного воздуха
Проверьте датчик давления наддувочного воздуха. Продолжайте водить машину. Созвать семинар.
Физическая неисправность датчика давления наддувочного воздуха
Неисправность модуля круиз-контроля
Проверьте подключение рычага круиз-контроля. Продолжайте водить машину. Свяжитесь с отделом обслуживания клиентов. Ошибка также возникает в результате одновременного приведения в действие нескольких рычагов управления круиз-контролем.
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости. Продолжайте водить машину. Обратитесь за помощью в мастерскую.
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (см. рисунок: Крепление датчиков на двигателе).
Проверьте датчик температуры топлива. Продолжайте водить машину. Обратитесь в мастерскую.
Физическая неисправность датчика температуры топлива
Неправильный сигнал с многоступенчатого входа
Продолжайте водить машину. Обратитесь в мастерскую.
Превышены максимально допустимые обороты двигателя
Двигатель можно запустить после полной остановки двигателя
Если превышение скорости было вызвано неправильным переключением с высшей на низшую передачу: Проверьте двигатель; если двигатель в порядке, запустите его и продолжайте движение. Если двигатель самопроизвольно увеличивает обороты, не запускайте его! Немедленно обратитесь за помощью в мастерскую!
Неисправность сигнала скорости автомобиля
Проверьте соединение между тахографом и электронным модулем управления. Продолжайте водить машину. Свяжитесь с отделом обслуживания клиентов.
Чрезмерное напряжение на плате
Проверьте зарядку аккумулятора.
Модуль управления неправильно завершает рабочий цикл
Эта неисправность возникает при отсоединении аккумулятора автомобиля через 5 секунд после выключения зажигания или при прерывании подачи питания на ЭБУ. На автомобиле можно ехать дальше. Связаться с мастерской
Неисправность линии CAN
Проверьте подключение линии CAN к другим устройствам CAN (ABS, автоматическая коробка передач и т.д.). Продолжайте водить машину. Свяжитесь с отделом обслуживания клиентов.
«>
Регулировка сцепления
происходит в несколько этапов:
- Регулировка свободного хода педали сцепления. Для этого измерьте зазор от центральной пластины до самой педали. Зазор не должен превышать 12 мм. Если он выходит за пределы допуска, используйте эксцентриковый штифт, чтобы прижать педаль к верхнему упору и повернуть штифт. Затем затяните гайку и измерьте полный ход.
- Отрегулируйте свободное колесо. Это делается путем перемещения кривошипа вала вилки таким образом, чтобы он двигался в сторону гайки в форме шарика, которая находится на пневматическом усилителе руля.
- Отрегулируйте полный ход толкателя гидроусилителя руля. Неплохо было бы протолкнуть педаль до упора и измерить зазор, который должен быть не менее 2,5 см. Также измерьте уровень топлива в блоке цилиндров.
- Устраните любые утечки в системе и отрегулируйте датчик педали сцепления.
- Запустите двигатель и проверьте работу механизма сцепления.
Система диагностики двигателей Камменс
Коды неисправностей или отказов двигателя — это цифровые коды, которые отображаются системой самодиагностики автомобиля при возникновении неисправности.
Каждый код интерпретируется следующим образом
электронный блок управления
и сохраняется в его памяти. Это позволяет проследить историю возникновения неисправности и более точно определить ее причину. В результате ремонт может быть выполнен быстрее и качественнее.
Электронные коды не только указывают на неисправности двигателя, но и выполняют чисто информативную функцию, давая точное представление о процессах работы двигателя или о том, что происходит в системе управления.
Коды могут быть активными (те, которые сообщают о фактической, неустраненной неисправности) и неактивными (прошлые неисправности, которые были сохранены в памяти электронной системы управления двигателем).
Чтобы эффективно использовать коды, генерируемые системой самодиагностики, необходимо точно знать, где искать коды ошибок Kamens. Они всегда находятся на панели управления. В зависимости от возраста автомобиля они могут отображаться с помощью индикаторов (LED) или на цифровом дисплее в случае более современных автомобилей.
Для определения приоритетности сигналов и предупреждений они подсвечиваются привычной трехцветной подсветкой: зеленой, желтой и красной. Значение этих цветов интуитивно понятно: красный цвет следует воспринимать как сигнал к остановке двигателя и немедленному принятию мер по устранению неисправности. Не запускайте двигатель до тех пор, пока это не будет сделано.
Желтый цвет — это предупреждение. Хотя это не требует немедленной остановки машины, желтый индикатор все равно сигнализирует о необходимости устранить неисправность при первой же возможности.
Зеленый свет не указывает на неисправность, а показывает текущее состояние двигателя. Этот код ошибки Cummins, выделенный зеленым цветом, может указывать на такие параметры, как уровень и температура охлаждающей жидкости, температура масла в системе, температура воздуха и т.д.
Затем наступает время подведения итогов. Система диагностики может указывать на возникновение конкретной неисправности:
- либо мигающими индикаторами;
- или цифровыми кодами на дисплеях в более современных автомобилях.
Действия водителя будут меняться соответственно. Давайте рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы прояснить значение проблесковых маячков.
Диагностика автомобилей
До появления электронных блоков управления двигателем (ЭБУ) водителям грузовиков Кам приходилось определять неисправности в своих автомобилях, основываясь на собственном опыте. Количество неисправностей при такой «диагностике» было очень велико до внедрения ЭБУ в двигатели КамАЗа. Это значительно упростило обнаружение неисправностей.
При возникновении любой неисправности в автомобиле, даже если она не наблюдается визуально, на приборной панели загорается индикатор.
Какими моделями ЭБУ оснащены КАМАЗЫ
Каждый водитель автомобиля КАМАЗ 6520 Евро-4 должен знать, что в двигателях этой марки есть только две модели ЭБУ:
- Bosch MS6.1;
- ISB CM 2150.
В двигателях установлен ЭБУ Bosch MS6.1:
- 740.64-420;
- 740.63-400;
- 740.60-360;
- 740.61-320;
- 740.62-280;
- 740.65-240;
- 820.73-300;
- 820.72-240;
- 820.74-300;
- 820.60-260.
ISB CM 2150 используется в большем количестве моделей трансмиссий;
- 740.64-420;
- 740.63-400;
- 740.60-360;
- 740.61-320;
- 740.62-280;
- 740.65-240;
- 740.75-440;
- 740.74-420;
- 740.73-400;
- 740.72-360;
- 740.71-320;
- 740.70-280.
Как завести КамАЗ, если сели аккумуляторы
Прежде чем запускать двигатель, убедитесь, что проблема кроется в аккумуляторах. Часто вы не можете запустить двигатель из-за поломки тяги, стартера, если кабель и клеммы окислены. Вы можете проверить исправность аккумулятора, подав на него нагрузку (например, включив ближний свет фар) и измерив напряжение на клеммах. Недостаточное напряжение — верный признак разряженной батареи.
Запуск КАМАЗа с помощью ремня или троса:
В этом случае запуск двигателя КАМАЗа осуществляется следующими способами:
- Извлеките аккумуляторы из автомобиля, обслужите и зарядите устройство;
- Используйте пусковое устройство для получения необходимого тока;
- Зажгите автомобиль с помощью другого автомобиля КАМАЗ;
- Запустите автомобиль, нажав кнопку . Подходит, если автомобиль припаркован под уклоном или если для управления им присутствует необходимое количество людей;
Как сбросить ошибки
Сброс на КАМАЗ-4334, 5308 и других моделях может быть выполнен следующим образом:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Отсоедините положительную клемму от аккумулятора на 5-15 минут.
- Подключите клемму обратно к аккумулятору.
- Перед запуском двигателя от стартера поверните ключ зажигания в последнее положение. На приборной панели должны загореться лампы и индикаторы.
- Оставьте ключ в таком положении на 1 минуту.
- Поверните ключ зажигания в исходное положение.
Если это не помогло, замкните цепь автомобиля. В этом случае после сброса необходимо заменить защитный элемент.
Комбинированный датчик давления наддува/температуры воздуха во впускном коллекторе
Датчики давления и температуры впускного коллектора объединены в один узел.
Датчик устанавливается в верхней части впускной трубы двигателя.
Если комбинированный датчик неисправен, контроллер ограничивает давление наддува, и мощность двигателя снижается.
Отсоедините минусовую клемму аккумулятора
Открутите зажимы на жгуте проводов.
Отсоедините жгут проводов от датчика
Выкрутите крепежный винт комбинированного датчика.
Снимите датчик с двигателя, потянув его вертикально вверх.
При снятии датчика не повредите уплотнительное кольцо и пластиковую крышку, окружающую наконечник датчика. Не используйте рычаг, чтобы не повредить пластиковую крышку.
Проверьте разъем жгута проводов и комбинированный датчик на наличие следующих дефектов:
— трещины или повреждения корпуса;
— отсутствие или повреждение уплотнений на разъеме;
— Грязь, посторонние предметы или влага на контактах разъема;
— Корродированные, погнутые, сломанные, вдавленные или увеличенные контакты разъема.
Проверьте наконечник датчика на наличие нагара, отложений и углеродных наростов.
При необходимости удалите сажу сжатым воздухом.
Не заменяйте датчик из-за скопления сажи на нем.
Установите датчик на двигатель. Затяните винт с усилием 6 Нм.
Регулировка клапанов Cummins 6ISBe и метки.
Мы рекомендуем регулировать клапаны не реже одного раза в 150 000 км. Зазоры в клапанах увеличиваются в процессе эксплуатации и могут привести к появлению металлического стука в двигателе, увеличению расхода топлива и потере тяги. Со временем клапаны могут «наехать» на поршень или сломать седла и направляющие головки цилиндра.
Чтобы отрегулировать клапаны, вращайте коленчатый вал до тех пор, пока впускные и выпускные коромысла первого цилиндра не будут «свободны».
На каждом коромысле имеется регулировочный винт с контргайкой. Ослабьте эту гайку и немного ослабьте регулировочный винт. На другой стороне коромысла находится маленький цилиндр — *фифтер*, который давит на крейцкопф (коромысло малого клапана).
Возьмите щуп и вставьте его между этим гнездом и крейцкопфом (малым коромыслом). Закрутите регулировочный винт и затяните контргайку. И так на всех цилиндрах. Зазор на входе 0,25 на выходе 0,5
Метки: косой зуб на шестерне коленчатого вала и точка на шестерне распределительного вала.
Российский Cummins ISBe
С необходимостью восстановить ресурс ранее выпущенных двигателей столкнулась одна из самых молодых двигателестроительных компаний России — совместное предприятие «CUMMINS КАМА». Он существует с июня 2006 года, а сборочная линия в Набережных Челнах с полным производством двигателей была введена в эксплуатацию в августе 2010 года. За это время было произведено более 50 000 двигателей. Диапазон мощности российских четырех- и шестицилиндровых Cummins ISBe составляет от 140 до 300 л.с. и от 550 до 1 100 Нм крутящего момента. До 80% дизельных двигателей являются рядными шестерками и используются в грузовиках КАМАЗ и автобусах НЕФАЗ. Кроме того, в стране используются камские автомобили, ранее оснащенные двигателями Cummins ISBe, произведенными в Англии или Китае. Не стоит забывать и о ввозимых в Россию импортных грузовиках с теми же двигателями, но под другими названиями: У DAF LF дизельные двигатели Paccar, у Iveco Euro Cargo — «Tector» на клапанной крышке, а у AVIA (Чехия) — двигатели Cummins ISBe. Список производителей автомобилей, использующих эти двигатели, можно продолжить, а в промышленном исполнении они устанавливаются на различные сельскохозяйственные и строительные машины.
Одной из конструктивных особенностей этого двигателя является противоскользящий блок цилиндров. У него нет ни «сухих», ни «мокрых» вкладышей — но двигатель не боится кавитации, и вода никогда не попадает в масляный картер. Другое дизайнерское решение: Четырехклапанная чугунная головка блока цилиндров не имеет сменных направляющих клапанов. Отверстие для посадки «ножки» каждого клапана сверлится непосредственно в соответствующей отливке головки. Казалось бы, это непрактично с точки зрения ремонта, но известны случаи, когда втулки клапанов выпадали из головки других марок двигателей. А безрукавка более надежна. Кроме того, давняя тенденция среди инженеров Cummins заключается в сокращении количества деталей в двигателе: корпус термостата, обводной канал для воды и впускной коллектор соединены с головкой блока цилиндров. И если вы помните двигатели Cummins серии «B» — «литровые» двигатели предыдущего поколения — они имеют литые седла клапанов, что означает, что они не заменяются при износе. В случае с Cummins ISBe сиденья являются сменными.
Однако производство Cummins ISBe, помимо России, было налажено в Великобритании, США, Бразилии, Индии и Китае. За более чем 15 лет производства было выпущено более 4 миллионов рядных двигателей 4 или 6. Все операторы остались довольны этим двигателем.
Cummins ISBe ни в коем случае нельзя считать неремонтопригодным, а тем более «одноразовым». Даже на богатых рынках Америки и Европы, с их развитыми системами обслуживания, вероятная потребность в ремонте может быть реализована. Для ремонта, диаметр поршня может быть увеличен на 0,5 мм, для расточенного и хонингованного блока цилиндров. Однако это единственный размер, в котором доступны оригинальные поршни для восстановления Cummins. Если окажется необходимым увеличить диаметр цилиндра для устранения чрезмерных выдувов или нагара и повреждений, блок нужно будет рассверлить еще больше, чтобы вместить капитальный ремонт гильзы цилиндра. Такие вкладыши также предлагаются компанией Cummins. Но после установки облицовки ее нужно будет высверлить и сколоть до номинального размера. Хотя видно, что твердость поверхности цилиндра нужно увеличить на 1,0 только при втором капитальном ремонте, а прочность блока не изменится. С коленчатым валом ситуация более понятная: он имеет вполне достаточные четыре ремонта с интервалом 0,25 мм.
А в России к проблемам естественного износа двигателя добавляются несвоевременная и некачественная замена фильтров или даже использование подделок, применение некачественного моторного масла и дизельного топлива, перегрев и холодный пуск, неопытность водителей и сервисных специалистов. Причин много, но результат один: двигатель, который должен без проблем пробежать 700-800 000 км, требует ремонта через 200-250 000 км. То есть, как только заканчивается срок гарантии или лизинга, они перестают обслуживать автомобиль у дилера из соображений экономии и начинают безрассудное «вождение». И все усугубляется низкоквалифицированными водителями лизинга. Именно поэтому необходимость ремонта двигателей Cummins ISBe в нашей стране возникает чаще, чем в Европе.