Что такое уход в аварийный режим автоматической коробки передач

Аварийный режим АКПП — это когда работает только одна (вторая или третья) передача, что является сигналом о неисправности или сбое в работе трансмиссии. Одна передача остается рабочей, чтобы автовладелец мог доехать до места стоянки или автосервиса. О поломке сигнализирует аварийный значок «чек» (Check Engine) на панели приборов.

Автоматическая коробка
Автоматическая коробка передач автомобилей.

Причины перехода в аварийный режим

Износ каналов гидроблока

Работа по переключению передач в АКПП производится с помощью жидкости ATF, циркулирующей под давлением, создаваемым насосом. Ее распределение к механическим узлам коробки происходит в гидроблоке с помощью системы электромагнитных клапанов, по специальным каналам для создания высокого давления.

Как и любая рабочая жидкость, ATF со временем теряет свои свойства, загрязняясь продуктами износа — металлической пылью и микростружкой. Изменяются химическая структура жидкости и ее цвет, появляется характерный запах.

Если вовремя не заменять ATF, плавающие в ней микрочастицы, работая как абразив, оставляют на поверхности каналов гидроблока царапины и задиры. Диаметр каналов влияет на давление, и любое изменение их внутренней поверхности приводит к нарушениям движения жидкости внутри гидроблока. Это приводит к нарушению алгоритма работы электронного блока управления (ЭБУ АКПП), который управляет распределением потоков.

Неисправность гидроблока определяется по некоторым признакам:

замена ATF
При несвоевременной замене масла в АКПП могут случится неприятные последствия.
  • появление скрежещущих звуков при переключении передачи;
  • рывки и удары при перемещении ручки селектора;
  • толчки на холостом ходу;
  • может глохнуть двигатель при переводе селектора в режим движения.

Ремонт блока коробки заключается в снятии, прочистке и продувке каналов. На разных марках и моделях ремонт имеет свои особенности, в некоторых случаях требуется демонтаж АКПП.

Для того чтобы получить доступ к гидроблоку, сливают трансмиссионную жидкость и снимают поддон. После этого отсоединяют электрические разъемы, откручивают и демонтируют гидроблок, который состоит из нескольких металлических пластин, соединенных болтами. Разбирать его следует аккуратно, не теряя технологические пружины.

В процессе эксплуатации на стенках каналов откладываются грязь и продукты трения. Промывать их можно бензином, но лучше использовать жидкость для очистки карбюраторов. Очищенные пластины внимательно осматриваются. При сильном износе деталей требуется замена всего блока.

Все процедуры следует проводить в чистом помещении: во время сборки внутрь не должны попадать пыль и мелкий мусор. В отремонтированной коробке меняется масляный фильтр, и внутрь заливается свежая ATF.

Изменение уровня трансмиссионного масла

Это еще одна распространенная причина, из-за которой АКПП встает в аварийный режим. Даже при сохранении качества жидкости ATF избыток или недостаточное ее количество негативно сказываются на работе трансмиссии. При переливе жидкость вспенивается, что изменяет ее плотность и первоначальные свойства (охлаждающие и смазывающие), падает давление. При недоливе также теряется необходимое давление, а жидкость быстрее загрязняется продуктами износа и перегрева.

Для приведения уровня трансмиссионной жидкости в норму необходимо слить излишки или, наоборот, долить. При этом следует использовать ATF только той марки, которая уже залита в коробку. При полной замене масла необходимо снимать поддон АКПП, чтобы удалить все остатки.

замена масла
При замене масла в АКПП снимаем поддон чтобы удалить все остатки.

Если в течение нескольких дней уровень жидкости стабильно находится на одной отметке, это говорит об отсутствии течи в системе циркуляции. Если уровень падает, надо внимательно осмотреть все стыки и прокладки на наличие жирных потеков. В подозрительных местах следует подтянуть зажимные хомуты, заменить уплотнительные прокладки или герметизировать соединение.

Неисправности механики и электронной системы управления

Несоблюдение сроков замены трансмиссионной жидкости приводит к механическим поломкам коробки-автомата. При низком давлении трение фрикционов о диск максимально, структура поверхности нарушается, они «подгорают», увеличиваются зазоры. Это заставляет коробку «пинаться». Владельцам авто следует обращать внимание на любые странности и изменения в поведении машины:

  • автомобиль не едет вперед, при этом сохраняется задний ход;
  • нет заднего хода;
  • движение автомобиля на «нейтрали»;
  • не срабатывает кикдаун;
  • «пинки» при переключении скоростей во время движения, повышенная вибрация;
  • двигатель глохнет или троит при включении режима движения.

Естественный износ в совокупности с несвоевременным техобслуживанием может привести к поломкам механики:

  • заклинивание клапанов гидроблока;
  • износ фрикционных дисков и тормозных лент;
  • разрушение или износ манжет в поршнях пакетов фрикционных дисков;
  • износ шлицев в корпусе барабана сцепления;
  • износ шлицев в ступице турбины гидротрансформатора и проскальзывание вала КПП;
  • износ шлицев на валу статора гидротрансформатора;
  • деформация или разрушение лопаток на реакторе или турбинном колесе гидротрансформатора.
кпп
Гидромеханическая КПП.

Механической частью трансмиссии управляет программируемое ЭБУ посредством передачи сигналов по шлейфам проводов. Выход из строя самого блока возможен из-за воздействия агрессивной среды, поскольку со временем герметичность защитного кожуха электронной платы может нарушаться. Показания снимают датчики, которые иногда выходят из строя.

Передача сигналов также может прерываться из-за коррозии в колодках соединительных разъемов или при обрыве (случается и коррозия внутри изоляции) электропроводки, проверить целостность которой можно с помощью тестера, имея под рукой электрическую или монтажную схему автомобиля. Обнаружив разрыв цепи, спаивают концы обрыва и хорошо изолируют место соединения, чтобы влага и грязь не попадали на металл провода.

Окислившиеся контакты разъемов необходимо тщательно очистить и удалить скопившуюся грязь и коррозию. Следует обратить внимание на состояние изолирующих прокладок. Если нет возможности их заменить, следует использовать силиконовый герметик.

Что делать, если АКПП перешла в аварийный режим

Влияние на движение автомобиля

При включении аварийного режима рабочей остается только одна скоростная передача. Машина не теряет ход, и у многих возникает вопрос, можно ли ездить в такой ситуации. Использование автомобиля усугубит возникшую проблему.

При переходе коробки в аварийный режим надо медленно, на скорости не более 40 км/ч, доехать до сервиса или до места стоянки, если планируете проводить диагностику самостоятельно. Для этого производители и предусмотрели возможность работы в аварийном режиме одной передачи.

Начинать проверку нужно с определения кода ошибки — автомобили с системами электронного управления и контроля обладают функцией самотестирования. Подсоединив автосканер к предназначенному для этого разъему электронного блока, можно вывести нужные показания на дисплей.

Результат сканирования и таблица кодов ошибок подскажут, в каком направлении вести поиск дальше. Неисправность заключается либо в электрической части и управлении, либо в механической, либо в системе электроклапанов. Далее надо решить, продолжать ли диагностику самому.

Когда неисправность будет обнаружена и устранена, необходимо сбросить ошибку в памяти ЭБУ, иначе при нормальной работе узлов трансмиссии горящий на панели «чек» будет вводить водителя в заблуждение.

Ссылка на основную публикацию
Что такое уход в аварийный режим автоматической коробки передач
topvariator.ru
Adblock
detector